Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Захария | 11 глава

Толкование Мэтью Генри


Божий пророк, который в предшествующих главах был послом, обещающим мир, здесь предстает глашатаем, объявляющим войну. Иудейский народ вернет себе былое преуспевание, некоторое время будет процветать и станет влиятельным; и, наконец, весьма обрадуется пришествию долгожданного Мессии, проповеди Его Евангелия и водружению Его знамени. Но когда вследствие этого избранный остаток среди иудеев получит действенное призвание и примкнет к Христу, тогда основная часть народа, упорствующая в неверии, будет полностью покинута и обречена на погибель за то, что отвергла Христа. Именно это и предсказывается в данной главе: иудеи предали Христа, что стало наполнившим меру грехом, за который на них и обрушился наисильнейший гнев. Здесь описывается:

(I) Предсказание о самом крахе, который постигнет иудейский народ (ст. 1−3).

(II) Предание народа в руки Мессии.

1. Ему поручается попечение об этом стаде (ст. 4−6).

2. Он берется за выполнение поручения и держит стадо в Своих руках (ст. 7−8).

3. Узнав о развращении стада (ст. 9), Он отказывается от него и ломает пастырский посох (ст. 10−11), негодует по доводу презрения и нанесенных Ему оскорблений (ст. 12−13) и ломает еще один посох (ст. 14).

4. Он предает их в руки глупых пастухов, которые, вместо того чтобы защищать стадо, доведут его до погибели, тогда и слепые поводыри, и слепые последователи упадут вместе в яму (ст. 15−17). Бедные из овец получают извещение об этом заблаговременно, чтобы не обижались, когда все сбудется.

Стихи 1−3. Здесь посредством таинственных и образных выражений (к которым Писание обычно прибегает в предсказаниях событий весьма отдаленных) предрекается уничтожение Иерусалима и Иудейской Церкви и народа, о котором наш Господь Иисус пророчествовал весьма ясно и недвусмысленно, когда время исполнения приблизилось. Здесь повествуется:

(1) о приготовлениях к уничтожению: «Отворяй, Ливан, ворота твои! (ст. 1) Ты не пожелал их открыть, чтобы вошел твой Царь (Он пришел к своим, и свои Его не приняли), и теперь ты должен впустить собственную погибель. Пусть распахнутся затворы лесов и откроются все дороги к ним, и пусть придет огонь и сожжет всю их славу». Существует мнение, что под Ливаном следует понимать храм, построенный из ливанского кедра и камней, белых, как снег Ливана. Храм сожгли огнем римляне, и его ворота открылись под натиском воинов. В подтверждение этой точки зрения ее сторонники приводят легенду, что за сорок лет до разрушения второго храма его ворота сами собой распахнулись, и по этому поводу необыкновенно одаренный раввин Иоханан (как пишет один из иудейских авторов) сказал: «Теперь я знаю, что разрушение храма очень близко в соответствии с пророчеством Захарии: отворяй, Ливан, ворота твои, и да пожрет огонь кедры твои». Согласно другому мнению, речь идет об Иерусалиме или скорее, о земле Ханаана в целом, на входе в которую с севера находился Ливан. Она оказалась открытой для захватчиков, и кедры — мужи сильные и выдающиеся — будут истреблены, что прозвучало как сигнал тревоги для людей рангом пониже. Если упал кедр (если величавые опустошены и обречены на погибель), то рыдай, кипарис (ст. 2). Как могут устоять тонкие кипарисы, если падают статные кедры? Если кедры объял огонь, то кипарисам самое время рыдать, ибо их древесина воспламеняется легче всего. А также пусть рыдают и дубы Васанские, которые подвержены любой опасности, ибо повалился непроходимый лес (или цветущий виноградник, который прежде оберегался с особым усердием), или (существует такое чтение) когда повалился укрепленный лес — такой, как ливанский. Следует заметить: если мудрые и добрые впадают в грех, а богатые и великие попадают в беду, то это должно послужить громким сигналом тревоги для людей, уступающих тем во всех отношениях, чтобы не были беспечными.

(2) О плаче, поднятом по поводу описанного уничтожения: слышен голос рыдания (ст. 3). Павшие рыдают от горя и стыда, а видящие, что идет их черед, рыдают от страха. Но именно великих людей сигнал тревоги приводит в крайнее замешательство. Кто хохотал в день веселья и триумфа, тот рыдает в день ужасов, ибо теперь таковые страдают больше других. Эти великие люди по должности своей были пастырями, и следовало бы защищать вверенное им стадо, ибо таков долг и правителей, и священников. Но они уподобились молодым львам и своим рычанием наводили на стадо ужас и, терзая овец, превратили их в жертву. Следует заметить: плохо народу, когда призванные быть его пастырями становятся для него как молодые львы. Но каков будет исход? Пастухи рыдают, потому что опустошено приволье их. Пажити и пасшиеся на них стада — гордость пастухов — исчезли. Слышно рыкание молодых львов, потому что опустошена краса Иордана. Красой и гордостью Иордана были заросли на его берегах, в которых отдыхали львы; и поэтому, когда река разливалась и губила заросли, львы восходили (как мы читаем в Иер 49:19), восходили с рыком. Следует заметить: если власть предержащие дерзко ею злоупотребляют и, вместо того чтобы быть пастырями, ведут себя как молодые львы, то пусть ожидают, что праведный Бог смирит их гордыню и отнимет у них власть.

Стихи 4−14. Здесь Захария, как подчас и пророк Исаия, служит прообразом Христа, и цель данных стихов — показать, что на суд пришел Христос в мир сей (Ин 9:39), на суд к Иудейской церкви и к народу, которые ко времени Его пришествия ужасно развратились и выродились из-за лицемерия и обмирщения своих правителей. Христос исцелил бы их, но они не пожелали исцеляться и поэтому обречены на разорение и погибель. Здесь примите во внимание:

I. Безнадежное положение Иудейской Церкви под гнетом правителей-тиранов. Рабство в собственной стране сделало иудеев такими же несчастными, как и прежде пленение в чужих странах: их продают, а купившие убивают ненаказанно (ст. 5). Мы узнаем, что во времена Захарии начальников и знать упрекали в том, что они брали лихву с братьев своих; и даже слуги правителей угнетали народ (Неем 5:7,15). А во времена Христа владевшие стадом первосвященники и старейшины, руководствуясь своими преданиями и заповедями человеческими и благодаря влиянию на сознание людей, превратились в абсолютных тиранов, «пожирающих» дома и богатство своих подопечных и стригших овец, вместо того чтобы их пасти. Саддукеи, которые по своему мировоззрению были деистами, извратили суд. Фарисеи, до фанатизма подверженные предрассудкам, извращая мораль, упразднили Божью заповедь (Мф 15:16). Именно таким образом они убивали овец стада и продавали их. Они не заботились, что с теми будет, если речь шла о достижении собственных целей и служении своим интересам.

1. И в этом они оправдывали себя: овец убивали ненаказанно. Убивавшие не видели в том вреда и думали, что Пастыреначальник никогда не призовет их к ответу; как будто бы власть, которая предназначена в назидание, им дана на разрушение; как будто бы, сидя на месте Моисея, они освобождаются от выполнения Моисеева закона и могут распоряжаться им и нарушать, как Заблагорассудится. Следует заметить: поистине безнадежно ослеплен разум у того, кто совершает злодеяния и оправдывает себя в них; но Бог не оставит таковых безнаказанными, даже если они не видят своей вины.

2. Они бросили дерзкий вызов Богу, когда, находя выгоду в угнетении других, благодарили Его: «благословен Господь; я разбогател!» Как будто бы Бог покровительствовал их злодеяниям и Предвидение стало particeps criminis — соучастником преступления, когда они преуспевали в нечестии, приобретая деньги и имения. Мы должны благодарить Бога за добытое честным трудом и благословлять Того, Чье благословение обогащает и печали с собою не приносит. Но с какими глазами нужно явиться к Богу, чтобы умолять Его о благословении на незаконные, действия или благодарить за успех в таковых? Лучше бы они пошли к Господу и признались в своем грехе, приняв на себя позор и обещая возместить ущерб, вместо того чтобы насмехаться над Ним, называя свои нечестные приобретения даром от Того, Кто ненавидит грабительство с насилием и не почитает за честь благодарение, если мы благодарим Его за добычу или пользование тем, что чести не приносит.

3. Поступая так, они выказали свое презрение к народу Божию, считая его недостойным жалости и сострадания: и пастухи их не жалеют о них; они сами сделали овец несчастными и не сочувствуют им. Христос сжалился над толпами народа, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря (тогда как на самом деле у них были такие пастыри, что лучше бы их не было вообще); а собственные пастухи их не жалеют о них, не проявляют о них никакой заботы. Следует заметить: плохи дела церкви, когда ее пастыри не имеют ни нежности, ни сострадания к драгоценным душам, когда они смотрят на невежественных, неразумных, нечестивых и немощных без сожаления.

II. Приговор Божьего гнева, который выносится им за тупость и бесчувствие в сложившейся ситуации. Произошла общая деградация религии, более того — полный крах, а им — все равно; они не придавали этому значения. И народ Мой любит это (Иер 5:31). Несмотря на то что народ был угнетен и поражен судом, тем не менее он захотел ходить вслед суетных (Ос 5:11). И поскольку пастыри не жалели людей, то и те не оплакивали себя; поэтому Бог говорит: «...Я не буду более миловать жителей земли сей (ст. 6). Они сами навлекли на себя погибель, таковой пусть и будет их участь». И поистине несчастны те, которым больше не сочувствует Сам Бог милостивый. Люди, охотно позволяющие навязывать себе учения и заповеди человеческие (как иудеи, называвшие своих угнетателей «учитель! учитель!», Мф 15:9; Мф 23:7), зачастую наказываются угнетением своих гражданских прав, причем заслуженно, ибо покорно предавший Божьи права лишается своих собственных. Таковыми оказались иудеи, таковыми оказались католики; и кто пожалеет их, когда над ними будут господствовать с жестокостью? Здесь Бог грозит им, что (1) Он предаст их в руки угнетателей, каждого в руки ближнего его, так что они будут обращаться друг с другом жестоко. Так поступали разные партии в Иерусалиме; зилоты, называвшиеся мятежниками, совершили насилия больше, чем общие враги иудеев, как сообщает в своей истории войн иудейских Иосиф Флавий. Народ будет предан в руки царя его, то есть римского императора, которому (а не Христу) он предпочел подчиниться, говоря: нет у нас царя, кроме кесаря. Таким образом иудеи думали снискать благосклонность своих господ и хозяев. Но за это Бог навел на них римлян, которые овладели и местом их и народом.

(2) Он не освободит иудеев из рук захватчиков: и они будут поражать землю, всю страну, и Я не избавлю от рук их. А если им не поможет Бог, то никто не сможет помочь, и сами они окажутся беспомощными.

III. Тем не менее предусмотрено испытание: возможно ли предотвратить погибель иудеев, если послать к ним пастырем Христа; Своих служителей Бог посылал к ним напрасно, наконец, послал Он к ним Своего Сына, говоря: постыдятся Сына Моего (Мф 21:37). Разные пророки говорили о Нем иудеям как о Пастыре Израилевом (Ис 40:11; Иез 34:23). Он Сам говорил фарисеям, что является пастырем овцам, а называвшие себя пастырями оказались ворами и разбойниками (Ин 10:1−2,11). Здесь прослеживается очевидная связь с упомянутым отрывком.

1. Отец дает Сыну поручение проверить, что можно сделать с этим стадом: так говорит Господь Бог мой (Христос назвал Отца Своим Богом, потому что действовал в согласии с Его волей, имея на примете прославить во всем этом предприятии Бога): паси овец, обреченных на заклание (ст. 4). Иудеи были Божьим стадом, но стадом, обреченным на заклание, ибо враги умерщвляли их всякий день, считая за овец, обреченных на заклание, и Сам Бог обрек их на заклание. Тем не менее: «Паси их обличительным наставлением и утешением; обеспечь здоровой пищей тех, кто долгое время ощущал кислый вкус закваски фарисеев и книжников». Были у Него и другие овцы, которые не сего двора, но которых в конечном счете надлежит привести; однако в первую очередь Христос был послан к погибшим овцам дома Израилева (Мф 15:24).

2. Христос принял это поручение и принялся за его выполнение (ст. 7). И выполняет со словами: «Вот, иду исполнить волю Твою, Боже; и поскольку это — Твоя воля, то и Моя тоже: и буду пасти овец, обреченных на заклание». Христос проявит заботу об этих заблудших овцах; Он будет ходить среди них, уча и исцеляя даже вас, овец поистине бедных! Христос не пренебрегал самой ничтожной и не смотрел на их ничтожество свысока. Пастухи, сделавшие овец своей добычей, на бедных не обращали внимания. Они интересовались только теми, от которых могли что-то получить; однако Христос проповедовал Свое Евангелие бедным (англ. пер., Мф 11:15). И тот факт, что Христос преимущественно общался с людьми самого низшего сорта, служит примером Его смирения; постоянно сопровождавшие Иисуса ученики были из бедных стада.

3. Он вооружился орудиями, подходящими для выполнения данного поручения: и возьму Себе два жезла, пастырских жезла; другие пастухи обходятся одним посохом, а у Христа — их два, и они указывают, что Он опекал стадо с удвоенной силой и заботился не только о теле, но и о душах людей. Давид говорит как о жезле, так и о посохе Божьем (Пс 22:4), об исправляющем жезле и о поддерживающем посохе. Один жезл назван Благолепием (англ. пер., ст. 7), он символизирует храм, о котором говорится как о благолепии святыни и одни из ворот которого именовались Прекрасными (англ. пер., Деян 3:2). Именно так называл Христос дом Отца Своего и явил о нем великую ревность, когда прогонял из него продающих и покупающих. Другой жезл назван Узами, символизируя светское государство и сообщество народа, о котором заботился Христос, проповедуя среди его членов любовь и мир. В Своем Евангелии и во всех Своих деяниях у них Христос думал о духовном и о гражданском благополучии иудеев.

4. Христос нес служение Пастыреначальника. Он пас овец (ст. 7) и устранил троих пастырей, бывших у Него в подчинении, но не оправдавших доверия: истреблю трех из пастырей в один месяц (ст. 8). По причине скудости и неопределенности исторических сведений, касающихся последних веков Иудейской Церкви, мы не знаем, какое именно событие стало исполнением данного предсказания; в общем, по-видимому, речь идет об акте власти и справедливости, совершенном с целью наказания греховных пастырей и возмездия за страдания униженных овец. Существует мнение, что речь идет о трех подряд правителях, священниках, книжниках или пророках, которые были отстранены от служения за неверность, когда Христос довел Свое дело до конца. Согласно другому мнению, речь идет о трех иудейских сектах — фарисеях, саддукеях и иродианах, которых. Христос привел в молчание во время диспута, (Мф 22 гл.), и очень скоро все они были истреблены.

IV. Из-за своей враждебности к Христу они стали отвратительны Ему. Он пришел к Своим, к овцам Своей пажити, и следовало бы ожидать возникновения чувства взаимной привязанности, как это бывает между пастырем и его овцами; но они повели себя так плохо, что отвратилась душа Его от них, или (можно прочесть) закрылась от них. Он пришел к ним с милостью, но не смог оказать ее по неверию их (Мф 13:58). Он разочаровался в них, счел их безнадежными, скорбел о них, причем не только об истребленных Им пастырях, но и о народе, на который Христос часто взирал со скорбью в сердце и со слезами на глазах. Их дерзость даже вывела Его из терпения, и Он утомился от рода неверного и развращенного. Их душа отвращается от Меня, поэтому и Его душа отвратилась от них; ибо, о какой бы неприязни между Богом и человеком ни шла речь, таковая сначала исходит от человека. Иудейские пастыри отвергли Этого Пастыреначальника, подобно тому как иудейские строители отвергли Сей Краеугольный Камень. Они вознегодовали по поводу учения и чудес Христа и Его заботы о народе, которому всячески пытались внушить отвращение к Нему, поэтому-то и вызвали отвращение к себе с Его стороны. Следует заметить: между Христом и нечестивцами существует взаимная вражда: они ненавидят Бога и сами ненавистны Ему. И это является наиболее веским свидетельством греховности и бедственности невозрожденного состояния. Плотской ум и дружба с миром равнозначны вражде с Богом, а Бог ненавидит всех делающих беззаконие; легко предугадать, чем это закончится, если ссоре не будет своевременно положен конец (Ис 27:4−5).

V. Христос отвергает их, как неисцелимых, и оставляет им дом их пуст (Мф 23:38). То, что способствует миру их, теперь скрыто от глаз, потому что они не знали дня посещения своего. Здесь мы узнаем:

1. О вынесенном им приговоре об отвержении: «Тогда скажу: не буду пасти вас (ст. 9). Я больше не стану заботиться о вас, вы не увидите Меня; идите своей дорогой. Поскольку Я не буду вас пасти, то и не «стану вас исцелять; умирающая — пусть умирает (Пастырь не сделает ничего для спасения пропащей жизни), и гибнущая — пусть гибнет: кто желает стать добычей волка — пусть будет добычей, а остальные пусть забудут свою кроткую и нежную природу настолько, что начнут есть плоть одна другой; пусть эти овцы грызутся как собаки». Отвергающие Христа будут непременно и заслуженно отвергнуты Им и, конечно, станут несчастными.

2. О данном им знамении: и возьму жезл Мой благоволения и переломлю его (ст. 10), заявляя тем самым, что больше не буду им пастырем, подобно тому как председатель суда пэров преломлением белого жезла сообщает о том, что складывает с себя полномочия. Так и Моисей сломал скрижали закона, чтобы на время приостановить действие договора между Богом и Израилем. Преломление жезла в данном случае символизировало разрыв Божьего завета, который Господь заключил со всеми народами, — завета об избранности, заключенный со всеми коленами Израилевыми и с представителями других народов, которые, обращаясь в религию израильтян, объединялись с их народом. Теперь Иудейская Церковь лишилась всей славы; она обесчестила свой венец и бросила его наземь, все ее достоинство лежит во прахе, ибо Бог ушел от них и не признает их больше Своими. Христос сломал Свой жезл благоволения именного тогда, когда четко сказал иудеям, что Царство Божие отнимется от них (Мф 21:43). И он уничтожен был в тот день (ст. 11), и, хотя Иерусалим и иудейский народ продержались еще сорок лет, тем не менее можно считать, что с того дня жезл благоволения был сломан. Несмотря на то что великие люди не понимали или не хотели понимать, что речь идет о Божьем приговоре, но предпочли отмахнуться от него, холодно говоря: да не будет! (Лк 20:16), тем не менее бедные из овец — ученики Христа, находившиеся при Нем, понимали, какой властью Он говорит, и отличали голос своего Пастыря от голоса чужого и знали, что то было слово Господа, и трепетали от него, будучи уверенными, что оно не останется неисполнившимся. Следует заметить: бедные из овец находятся при Христе; Он избрал их, чтобы они были с Ним, были Его учениками и свидетелями; бедные приняли Его Самого и Его Евангелие, тогда как обладавшие огромным имением поворачивались к Нему спиной. И кто находится при Христе, кто сидит у Его ног, чтобы слышать и принимать Его слова, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно (Ин 7:17).

3. О причинах данного отвержения. Как было сказано выше: их душа отвращается от Господа; и здесь приводится тому пример: они купили и продали Его за тридцать серебренников — то ли за тридцать римских монет, то ли, скорее, за свои тридцать иудейских шекелей. Здесь об этом говорится несколько завуалированно, как и положено сообщать столь точные пророчества, чтобы, в противном случае, ясность предсказания не помешала его исполнению. Итак:

(1) Пастырь приходит к ним за платой: «Если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если вы от Меня устали — заплатите Мне и увольте; если же нет, — не давайте (ст. 12); если вы хотите, чтобы Я и дальше служил, Я продолжу, а если уволите без оплаты, то буду довольствоваться и тем». Христос не был наемником, тем не менее трудящийся достоин награды за труды свои. Сравните эти слова со сказанными Христом Иуде, когда тот собирался Его продать: «Что делаешь, делай скорее (Ин 13:27), сдержи свое слово, данное первосвященникам, пусть они или совершают сделку, или отказываются от нее». Тех, кто предает Христа, к этому не принуждают, у них есть выбор.

(2) Они оценили Его в тридцать сребреников. Он был для них Пастырем на протяжении многих лет, тем не менее все, что они сейчас хотят, — это уволить Его, заплатив «высокую цену, в какую они оценили Меня за все Мои труды и заботы». Такую цену установил Иуда, и весьма примечательно, что его имя созвучно с названием народа в целом, ибо он совершил деяние национального масштаба. Или (скорее всего) если первосвященники сами предложили такую сумму, то они тоже являлись представителями всего народа. Служение священников включало в себя обязанность оценивать заклятое (Лев 27:8); и вот как они оценили Господа Иисуса. Это была обычная цена раба (Исх 21:32). Легкомысленное отношение к Христу и недооценка любви Этого Великого и Доброго Пастыря ведут к погибели многих людей, причем заслуженной.

(3) Поскольку серебро никоим образом не соизмеримо с Его достоинством, то оно с презрением брошено для горшечника: «Пусть горшечник купит на него глины или употребит на что-нибудь другое, на что хватит столь малой суммы денег, ибо ее не стоит и хранить. Для запасов горшечника она, может быть, и сгодилась бы, но никак не подходит в качестве платы Такому Пастырю. Стоит ли говорить, что за эти деньги Его не купишь?» Поэтому пророк бросил их в дом Господень для горшечника: «Пусть он возьмет эти тридцать сребреников и делает с ними что угодно». Сейчас мы знаем, что это предсказание в точности исполнилось в страданиях Христовых, и находим ссылку на пророчество (Мф 27:9−10). Тридцать сребреников оказались именно той суммой, за которую Христа продали первосвященникам. Причем эти деньги, которые Иуда не захотел держать у себя, а первосвященники отказались взять обратно, были отложены на покупку поля горшечника. Даже это спонтанное решение первосвященников соответствовало древнему пророчеству и еще более древнему совету и предведению Божию.

4. О том, что отвержение будет доведено до конца; символически это выразилось в преломлении второго жезла (ст. 14). Преломление первого жезла означало крах Иудейской Церкви: разрыв завета между Богом и иудеями лишило Церковь ее благолепия. Преломление второго жезла означает крах государства, а именно — разрыв братских уз между Иудой и Израилем и возрождение вражды и борьбы, которая существовала между двумя царствами в древности; тогда как одно из благословенных обетований по возвращении из пленения гласило, что Господь сделает Иуду и Ефрема как бы одним жезлом, и будут одно в руке Его (Иез 37:19). Теперь же этот союз расторгается; они распадутся на партии и фракции, враждующие друг с другом; и царство, будучи разделенным таким образом, опустеет.

(1) Ничто не губит народ столь верно и неизбежно, как преломление жезла уз и ослабление братских связей, ибо таким образом он становится легкой добычей для общего врага.

(2) Это последует за расторжением завета между Богом и народом и будет связано с упадком религии. Когда преобладает беззаконие, тогда охладевает любовь. Не удивительно, что побудившие Бога порвать с ними порывают между собой. Если сломан жезл благоволения, то жезл уз долго не продержится. И народ, не имеющий Церкви, вскоре станет народом, не имеющим жизни.

Стихи 15−17. Показав горе этого народа, заслуженно покинутого Добрым Пастырем, Бог теперь сообщает, что люди будут еще более несчастны под унизительным гнетом глупого пастуха. Захарии самому предстоит сыграть роль этого самозванного пастыря: возьми себе снаряд, или снаряжение, одного из глупых пастухов (ст. 15), которое никоим образом для дела непригодно, ведь речь идет не о пастушеской накидке, сумке и посохе, с которыми глупому пастуху следовало бы явиться; ибо над ними будет поставлен такой пастух, который, вместо того чтобы защищать их, станет угнетать и причинять зло (ст. 16).

1. Люди окажутся под началом неверных служителей. Книжники, священники и учителя закона свяжут их тяжкими и неудобоносимыми бременами, и, навязав им свои предания, сделают церемониальный закон таким ярмом, под которое Бог их не преклонял. Приведенное здесь описание глупого пастуха в точности совпадает с характеристикой книжников и фарисеев, прозвучавшей из уст Христа (Мф 23 гл.).

2. Люди окажутся под гнетом немилосердных правителей, которые будут господствовать над ними с жестокостью и превратят их собственную землю в дом рабства, как некогда были для них Египет и Вавилон. Они отвергли Того, Кем повелители узаконивают правду, поэтому вполне заслуженно преданы в руки тех, которые постановляют несправедливые законы.

3. Их будут обманывать и вводить в заблуждение лжехристы и лжепророки, как и предсказывал наш Спаситель (Мф 24:5). Многие своим бунтарским поведением раздражали римлян и тем самым ускорили крах иудейского государства; но примечательно, что никакому лжемессии не удавалось обмануть их до тех пор, пока они не отказались от истинного Мессии и не отвергли Его. Здесь примите во внимание:

I. Каким проклятием для людей станет глупый пастух (ст. 16). В виде наказания Бог поставит над ними глупого пастуха, который не будет выполнять пастушьих обязанностей и о погибающих не позаботится, не пойдет за сбившимися с пути, не станет искать пропавших, чтобы найти и привести домой, как положено доброму пастырю (Мф 18:12−13). Их пастыри, в отличие от Христа, совсем не заботятся об агнцах, которые нуждаются в заботе и достойны ее (Ис 40:11). Больных они не лечат, не исцеляют покалечившихся и растерзанных — пусть умирают от ран, хотя для их спасения потребовалось бы совсем немного времени и усилий. Они не кормят стоящих (англ. пер., ст. 16), которые готовы упасть от слабости и не могут идти дальше, но оставляют их — пусть их забирает кто хочет; они не носят стоящих (есть и такое чтение); они ничего не делают для поддержания слабых и для утешения малодушных, а, напротив, (1) роскошествуют сами: едят мясо тучных; лучшее они возьмут себе и скажут, подобно злому рабу: не скоро придет господин мой, и станут есть и пить с пьяницами и служить своему чреву.

(2) Жестоки по отношению к стаду. Они не умеряют ни свой аппетит, ни свои страсти, ибо, разозлившись на кого-либо из стада, они и копыта их оторвут, изнуряя; они бьют копытом; они бьют товарищей своих. Горе тебе, земля, когда царь твой такой еще отрок!

II. Какое проклятие глупый пастырь навлечет на себя: горе негодному пастуху (ст. 17), у которого, как у идола, есть глаза, но не видят, и которому люди оказывают много чести, выражают уважение и дают начатки приношений, а он не может и не хочет оказать им какую-то любезность. Он оставляет стадо, когда оно более всего нуждается в его заботе, оставляет беспомощных овец и убегает, потому что он — наемник. Его участь такова: меч Божьего правосудия падет на руку его и на правый глаз его, так что он уже не сможет пользоваться ни тем ни другим. Рука его совершенно иссохнет, так что не желавший помогать своим друзьям, когда это требовалось, не сумеет помочь себе самому. И правый глаз его совершенно потускнет, так что он не увидит опасности, грозящей его стаду, и не будет знать, где искать помощи. Это исполнилось, когда Христос сказал фарисеям: пришел Я в мир сей, чтобы... видящие стали слепы (Ин 9:39). Если человек имеет дары, дающие ему возможность делать добро, а он не делает, то лишится таковых. Кому надлежало трудиться, а он был ленив и не хотел ничего делать, у того заслуженно усохнет рука; а кому надлежало быть стражем, а он спал и не смотрел вокруг, глаза того станут слепы, причем заслуженно.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Захарии, 11 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.