Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Михей | 7 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе:

(I) Пророк во имя Церкви горестно оплакивает угасание религии, имевшее место в то время, когда он жил, а также поток нечестия и порочности, захлестнувший народ. Этот поток снес все различия и ограды, уничтожил все справедливое и священное (ст. 1−6).

(II) Церкви же пророк предписывает утешения, которые могут укрепить в такое время, и дает советы, что делать. Они должны: (1) взирать на Бога (ст. 7); (2) смело противостоять дерзким действиям врага (ст. 8−10); (3) терпеливо нести порицания Бога, которым они подверглись (ст. 9); (4) быть готовы к тому, что бедствие будет длительным, и прилагать усилия, чтобы использовать его наилучшим образом (ст. 11−13); (5) ободрять себя Божьими обетованиями и соответствовать молитвам пророка (ст. 14−15); (6) предвидеть падение своих врагов, которые сейчас торжествуют над ними (ст. 16−17); (7) ликовать и радоваться милости и благодати Бога, видя, то Он верен Своему завету (ст. 18−20). И этими утешительными словами данное пророчество заканчивается.

Стихи 1−6. Некоторые полагают, что такое описание плохих времен вряд ли соответствует времени царствования Езекии, когда пророчествовал данный пророк; поэтому они, скорее, воспринимают эти слова как предсказание событий, которые должны случиться во времена правления Манассии. Но мы можем предположить, что, скорее всего, это происходило во время Ахава (ибо и в это время он пророчествовал, Мих 1:1) или в начале правления Езекии до реформации, орудием которой он послужил; более того, в наилучшие его дни, когда он совершил наилучшее дело и удалил порочность, присутствовало много плохого. Пророк восклицает: «Горе мне!» Он оплакивает себя и свой жребий, определивший ему жить в такое деградирующее время; он считает себя очень несчастным человеком, потому что живет среди народа, быстро созревающего для гибели, от которой неизбежно пострадает много хороших людей. Так же восклицал Давид: «Горе мне, что я пребываю у Мосоха!» Он оплакивает:

(1) Что очень мало благочестивых людей даже среди тех, которые являются народом Божьим; так звучит порицание в их адрес: «Не стало милосердых на земле, на земле Ханаанской». Это была хорошая земля, земля правых (Ис 26:10), но на ней было найдено немного хороших людей и ни одного правдивого (ст. 2). Милосердый человек — это человек благочестивый, понятие «хороший человек» подразумевает эти два качества. Хорошими людьми можно назвать тех, которые с благоговением относятся к Богу, а также сострадательны и щедры к людям — тех, которые любят милость и ходят пред Богом. «Таковые погибнут (в англ. пер.); те немногие люди, которые недавно обогащали и украшали нашу страну, умерли и оставили нас, и никто не встал на их место, чтобы идти по их стопам; честность изгнана, и теперь невозможно встретить хорошего человека. Получившие религиозное воспитание деградировали и стали самыми плохими; не стало праведного» (Пс 11:2). Это иллюстрируется следующим сравнением (ст. 1): они были — как по собрании летних плодов; среди них было так же трудно найти благочестивого человека, как трудно найти летние плоды, которые превосходят по своим качествам и поэтому тщательно собираются. Пророк уже готов заявить, как в свое время сказал Илия (3Цар 19:10): «Остался я один». Благочестивые люди, которые ранее напоминали висячие гроздья, теперь похожи на остатки при уборке винограда — там ягодка и здесь ягодка (Ис 17:6). Вы не найдете, чтобы они собирались в общества, как грозди винограда; теперь они представляли собой отдельных людей: ни одной ягоды для еды. Самые большие и наилучшие ягоды растут в больших гроздьях. Это может подразумевать не только то, что хороших людей мало, но и то, что незначительное количество тех, которых можно было бы назвать хорошими, мало на что годились, как маленькие высохшие ягоды, которые были оставлены не только сборщиками винограда, но и подбирающими остатки. Когда пророк обратил внимание на эту всеобщую деградацию, то его душа пожелала спелого плода; он захотел увидеть таких же достойных и благочестивых людей, какие были в прежние века, которые являлись украшением тех времен и намного превосходили наилучших людей настоящего времени, как первые спелые плоды превосходят более поздние, которые так и не достигают зрелости. Когда мы читаем и слышим о мудрости и ревности, требовательности и сознательности, набожности и благотворительности верующих в прежние века и видим в нынешних верующих перемену к худшему, то появляется желание сесть и со вздохом пожелать: «О, если бы вновь возродилось первобытное христианство!» Куда делась простота и непорочность тех, кто шел перед нами? Где истинные израильтяне, в которых нет лукавства? Наши души желают их, но напрасно. Золотой век ушел, и его невозможно вернуть; мы должны извлекать наилучшее из того, что имеем, ибо вряд ли увидим прежние времена.

(2) Тот факт, что среди них очень много нечестивых и злобных людей — не только нет никого, кто делал бы добро, но и огромное количество людей делающих всякое зло, какое в их силах: «Все строят ковы, чтобы проливать кровь, и каждый ставит брату своему сеть. Их не волнует, какое зло и вред они причиняют своим соседям и ближайшим родственникам ради того, чтобы стать богатыми. Они поступают так, словно все человечество находится в состоянии войны и прав тот, кто сильнее. По отношению к своим соседям они являются хищниками, ибо все строят ковы, чтобы проливать кровь, как делают львы, охотясь за добычей; они жаждут ее и, не задумываясь, лишат человека жизни или средств к пропитанию, если только это им выгодно, терпеливо ожидая возможности сделать это. По отношению к своим близким они являются хищниками, ибо каждый ставит брату своему сеть; они преследуют их, словно те — отвратительные твари, заслуживающие, чтобы их уничтожили, хотя те — невинные и приличные люди». В адрес таких закоренелых преступников мы говорим: «Caput gerit lupinum — На такого нужно охотиться, как на волка». Или эти слова подразумевают, что они охотятся за ними, словно играют в игру, чтобы получить наслаждение, и имеют тысячи проклятых методов, с помощью которых улавливают людей в сеть и ведут к гибели, чтобы получить желаемое. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; их сердца желают этого, их разум замышляет это, и тогда их обе руки (как написано в англ. пер.) готовы осуществить задуманное. Отметьте: чем больше люди жаждут и стремятся совершить греховный поступок, тем больше усилий они прилагают для его совершения и тем большее недовольство он вызывает у Бога.

(3) Тот факт, что гражданские власти, которые по своим обязанностям должны покровительствовать и защищать правду, практиковали злые дела и покровительствовали злу: руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло, чтобы ободрять и побуждать себя к злым делам. Начальник требует подарков, и судья судит за взятки, с помощью которых их легко нанять, чтобы они употребили всю свою власть для поддержки и осуществления нечестивых планов своими обеими руками. «Они успешно делают зло обеими руками», — читают некоторые; они совершают зло, проявляя великое мастерство и ловкость, и хвалятся тем, что делают его так успешно. Другие читают так: «Чтобы делать зло, у них есть две руки (то есть используют любую возможность, чтобы сделать зло), а чтобы сделать добро, начальники и судья требуют подарков»; если они делают добро, то должны иметь от этого корысть и получать плату. Знатные люди, обладающие богатством и властью и, следовательно, имеющие возможность делать добро, не стыдятся вслух произносить свои нечестивые желания перед начальниками и судьями, которые готовы в этом поддержать их и помочь. Так они извращают дело: запутывают и делают его сложным (как понимают некоторые), чтобы невозможно было определить истинное положение дел, и таким образом представляют его так, как им угодно. Плохи дела у народа, если его начальники, судьи и влиятельные люди договорились извращать справедливость. В связи с этим им дается плохая характеристика (ст. 4): лучший из них — как терн, и справедливый — хуже колючей изгороди; с ними опасно иметь какое-либо дело: кто касается его, вооружается железом (2Цар 23:6−7), он наверняка поцарапается, порвет одежду и выколет глаза. Но если так можно охарактеризовать наилучших и самых правдивых среди них, то каковы же наихудшие? Раз дела обстоят дасим образом, то день провозвестников Твоих наступает, то есть, как следует дальше, посещение Твое наступает, когда Бог накажет тебя за все твои преступления. Этот день назван днем провозвестников, так как их пророки, которых Бог поставил над ними как стражников, часто предостерегали их об этом дне. Когда всякая плоть извратила свой путь (даже наилучшие и самые правдивые), то чего следует ожидать, как не дня посещения — потока судов, подобного тому потопу, который потопил древний мир, когда наполнилась земля злодеяниями?

(4) То, что не было веры в человеке; люди повсюду становились такими вероломными, что никто не знал, на кого можно положиться (ст. 5). «В ком сохранилось хоть какое-то понятие о чести и искра добродетели, тот чтит законы о дружбе; таковые не будут раскрывать, о чем говорилось при личной встрече, и не будут разглашать тайны, чтобы навредить другу. Но подобные качества в то время высмеивали; вам не удалось бы встретить друга, которому вы осмелились бы довериться, на чье слово можно было положиться, или таковых, кто был бы нежен или заботился о вас; поэтому мудрые люди взяли себе за правило и советовали другим не верить другу, ибо он окажется ненадежным; вы можете верить ему лишь до тех пор, пока видите его; вы убедитесь, что даже те, которые считаются честными людьми, такими только кажутся. Более того, что касается того, кто принимает решение быть вашим руководителем (в англ. пер.), чтобы ознакомить вас с каким-либо бизнесом, который он (по его словам) лучше знает, то не полагайтесь на него, ибо он наверняка введет вас в заблуждение, если только благодаря этому может добиться выгоды». Некоторые полагают, что здесь речь идет о муже, который назван водителем юности твоей; это предположение вполне согласуется с далее следующими словами: «...от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих, от твоей жены; остерегайся того, что ты говоришь при ней, дабы она не предала тебя, как Далида предала Самсона, дабы она не стала птицей небесной, которая может перенести слово твое, сказанное в спальной комнате твоей» (Еккл 10:20). Безусловно, злым можно назвать время, когда благочестивые вынуждены подобным образом хранить молчание.

(5) Тот факт, что дети вели себя оскорбительно по отношению к родителям, и люди не имели утешения и удовлетворения даже в собственной семье, находясь среди ближайших родственников (ст. 6). Несомненно, плохое время, когда сын позорит отца, неуважительно разговаривает с ним, позорит, угрожает, замышляет против него зло; когда дочь восстает против собственной матери, не осознавая свой долг и не имея к ней любви; тогда неудивительно, если невестка ссорится со своей свекровью и вызывает ее недовольство. То ли они не могут договориться в вопросах собственности и прибыли, то ли не сходятся в характерах и мнениях, то ли под воздействием духа фанатизма и преследования предаст же брат брата на смерть, и отец — сына (Мф 10:21; Лк 21:16). Плохо, если предателями и наихудшими врагами человека становятся члены его семьи, проживающие в его доме, его дети и слуги, которые должны быть его стражниками и наилучшими друзьями. Отметьте: презрительное отношение и нарушение законов домашних обязанностей является печальным симптомом всеобщего падения нравов. Вряд ли когда-нибудь станут хорошими люди, не исполняющие своего долга по отношению к родителям, старающиеся досадить и обмануть их.

Стихи 7−13. Печально оплакав порочное время, в которое ему пришлось жить, пророк переходит к размышлениям об утешении для себя и своих друзей. Ситуация печальна, но не отчаянна, ибо есть еще надежда для Израиля в этом деле.

I. «Хотя сейчас Бог недоволен, но Он примирится с нами, и тогда все будет хорошо (ст. 7,9). Сейчас на нас гнев Господень; Бог справедливо гневается на нас, ибо мы согрешили пред Ним». Отметьте: именно наш грех против Бога вызывает Его гнев в наш адрес; и всякий раз, испытывая на себе божественное порицание, мы должны увидеть и признать это, чтобы оправдать Бога и научиться соответствовать цели, ради достижения которой Он поражает нас, а именно покаяться и оставить грех. В такое время:

(1) мы должны обратиться к Богу с просьбой помочь нам в беде (ст. 7): «А я буду взирать на Господа». Если чадо Божье имеет повод восклицать: «Горе мне!» (как в данном месте пророк, ст. 1), то утешением для него может быть тот факт, что он имеет Бога, на Которого может взирать, к Которому может приходить, бежать, в Котором может радоваться и иметь удовлетворение. Даже если все вокруг него выглядит мрачным и черным, то в вышних все выглядит сияющим. Пророк жаловался, что ничего не приносит утешения и ни на кого нельзя положиться — ни на друзей, ни на родственников, и это привлекло его к Богу: «Посему (в англ. пер.) я буду взирать на Господа». Чем меньше у нас есть оснований восхищаться творениями, тем больше оснований восхищаться Богом. Если начальникам нельзя доверять, то мы можем сказать: «Блажен муж, который имеет Бога Иакова своей помощью; блажен я, хотя сейчас на меня обрушились беды, если Он — помощь моя». Если люди обманывают, то мы можем утешиться тем, что Бог — верный; если родственники недоброжелательны, то Он милостив и таким останется. Поэтому давайте смотреть выше и дальше их, с пренебрежением относясь к своим разочарованиям в них и взирая на Господа.

(2) Оказавшись в беде, мы должны подчиниться воле Бога: «Гнев Господень я буду нести; я буду нести его терпеливо, без ропота и жалоб, потому что согрешил пред Ним». Отметьте: кто искренне раскаивается во грехе, тот увидит весомое основание быть терпеливым в страдании. Зачем сетует человек на наказание за грех (англ. пер.)? Когда мы жалуемся Богу, что настали плохие времена, то должны жаловаться на себя, потому что имеем плохие сердца.

(3) В вопросе своего избавления мы должны уповать на Бога и верить, что в должное время наши беды хорошо закончатся; мы должны не только взирать на Него, но и искать Его: «Я буду уповать на Бога спасения моего и на то, что Он с милостью повернется ко мне». Даже оказавшись в величайшей беде, у нас нет оснований отчаиваться в спасении, если верой мы взираем на Бога своего спасения, Который может спасти наислабейших, если они обратятся к Нему с прошением, равно как и спасти наихудших, если они искренне раскаются. Если мы уповаем на Господа как на Бога нашего спасения, то должны ожидать Его и Его спасения, которое Он совершит определенным образом и в определенное время. Давайте посмотрим, чему все это учит Церковь: чего ей следует ожидать от Бога, когда ее ситуация подобным образом доведена до крайности.

[1] «Бог мой услышит меня»; если Господь — наш Бог, то Он услышит наши молитвы и положительным образом ответит на них.

[2] «Хотя я упал и подвергаюсь опасности быть сокрушенным из-за своего падения, но встану и приду в себя. Когда он будет падать, не упадет» (Пс 36:24).

[3] «Хотя я во мраке, всеми оставленный и безутешный, опечаленный и в недоумении, хотя я не знаю, что делать и где искать помощи, но знаю, что Господь — свет для меня. Он утешит, оживит, наставит и научит меня, направит и поведет меня, будет светом для моих глаз и светом для моих ног, сияющим в темном месте».

[4] «Он решит дело мое и совершит суд надо мною» (ст. 9). Если мы искренно поддерживаем дело Бога — справедливое, но ущемленное дело религии и добродетели — и делаем его своим основным делом, то можем надеяться, что Он признает и заступится за него. Хотя иногда кажется, что Бог судится с Церковью, но в конце Он ревностно заступится за ее дело, и суд не только вынесет приговор против ее врагов, но и приведет его в исполнение.

[5] «Он выведет меня на свет, и я ярко воссияю из темноты; я стану заметным, и моя праведность ярко воссияет из темного облака клеветы (Пс 36:6; Ис 58:10). Утреннее утешение воссияет после продолжительной и темной ночи бедствий».

[6] «Тогда я увижу правду Его. Я увижу справедливость Его действий, касающихся меня, и исполнение данных мне обещаний».

II. Хотя враг торжествует и нападает, но он будет постыжен, и ему придется замолчать (ст. 8,10). Здесь обратите внимание:

1. С какой гордостью враги народа Божьего топчутся по нему, когда он попадает в беду. Они спрашивают: «Где Господь Бог твой!», словно раз они страдают, то это означает, что Бог оставил их и они не знают, где найти Его своими молитвами, а Он не знает, как помочь им Своими милостями. Тот же вопрос задавали Давиду его враги, и это поражало кости его (Пс 41:11, см. Пс 113:10). Так, порицая Израиль как народ, оставленный Богом, они бросали тень на Бога Израиля как на жестокого и неверного Бога.

2. Как благополучно народ Божий верой поддерживал себя, когда подвергался нападениям со стороны врагов (ст. 8): «Не радуйся ради меня, неприятелъница моя! Сейчас я упал, но так будет не всегда, и когда мой Бог заступится за меня, то увидит это неприятелъница моя и стыд покроет ее» (она не только разочаруется в своих ожиданиях увидеть полную гибель Церкви, но также в ее руки будет вложена чаша трепета). Тогда насмотрятся на нее глаза мои, когда она окажется в таком же отчаянном положении, как я сейчас, как она будет попираема подобно грязи на улицах». Отметьте: избавление Церкви приведет в замешательство ее врагов; они подвергнутся двойному позору, когда по ним будут топтаться так же, как они топтались по народу Божьему.

III. Хотя земля в значительной степени все еще остается опустошенной, но теперь, когда настанет время, определенное для ее избавления, она вновь наполнится.

1. Ее спасение придет лишь после того, как она будет пустынею (написано на полях, ст. 13). Бог судится с землей, и она долгое время будет испытывать на себе Его обличения за вину жителей ее; именно их беззакония сделают ее пустынею (Пс 106:34); она наказана за плоды деяний их: за злые дела, в которых они были виновны, и за плоды этих дел, то есть за грехи других, соучастниками которых они стали, оказав на них плохое влияние и подав пример. Они должны быть готовы к тому, что за это их будут поражать длительное время, ибо мир должен знать, что Бог ненавидит грех даже в своем народе.

2. Когда спасение придет, то оно будет полным. Похоже, это ссылка на их избавление из Вавилона, совершенное Киром, о котором в то время пророчествовал Исаия, и оно послужило прообразом нашего искупления, совершенного Христом.

(1) Указ отдалится (англ. пер.). Указ Бога об их плене и указ Навуходоносора о его продолжительности, его решение никогда не отпускать «их будут пересмотрены и отменены, и вы больше никогда о них не услышите; они никогда больше не будут ярмом на вашей шее».

(2) Иерусалим и города Иудеи вновь будут восстановлены: тогда стены твои будут сооружены — стены для обитания, стены для защиты, стены, окружающие дома, города и храм; именно для этого указ был аннулирован (Ис 44:28). Хотя стенам Сиона, возможно, долго придется лежать в руинах, но настанет день, когда они будут восстановлены.

(3) Все, принадлежащие земле Израиля, вновь соберутся на ней вместе, где бы они ни были рассеяны, в каком бы бедственном положении ни находились, как бы далеко ни оказались (ст. 12): «В тот день, получив свободу и возможность вернуться, имея сердце, желающее вернуться, придут к тебе из Ассирии (куда были уведены десять колен), хотя она находится очень далеко, из укрепленных городов и крепостей (англ. пер.), где, как им казалось, их крепко удерживали, ибо когда настает Божье время, то Бог с победой выведет Свой народ, даже если фараон не захочет отпустить его». Они придут со всех отдаленных частей земли, от моря до моря и от горы до горы, и не будут оглядываться назад, опасаясь разочарований, а будут переходить от силы к силе, пока не придут в Сион. Так в великий день искупления Бог соберет избранных Своих от четырех ветров.

Стихи 14−20. В данных стихах:

I. Пророк молится Богу, чтобы Он позаботился о Своем народе, о его деле и интересах (ст. 14). Когда Бог собирается освободить Свой народ, то побуждает его друзей молиться о нем и изливает дух благодати и умиления (Зах 12:10). И когда мы видим, что Бог приближается к нам путями милости, то должны выйти, чтобы встретить Его молитвой. Это — пророческая молитва, равносильная обетованию, о котором должно молиться; Бог несомненно желает дать то, о чем велит просить Своего пророка.

1. В данных стихах народ Израиля назван овцами Божьего наследия, ибо они — овцы, подчиняющиеся Его руке, овцы Его пажити, Его малое стадо в мире; они — Его наследие и Его удел в этом мире. Иаков наследственный удел Его.

2. Это стадо обитает уединенно в лесу среди Кормила — высокой горы. Израиль был особым народом, который жил отдельно и между народами не числился, как стадо овец в лесу. Теперь они стали народом, обитающим уединенно (ст. 13), и жили в земле своего пленения, как овцы в лесу, подвергаясь опасности заблудиться и стать добычей проживающих там хищников. Они рассеяны по горам, как овцы, не имеющие пастыря.

3. Он молится, чтобы Бог пас их Своим жезлом, то есть чтобы Он заботился о них в плену, защищал и обеспечивал их и был для них добрым пастырем: «Пусть Твой жезл и Твой посох утешат их даже в этой мрачной долине; и даже в таком месте пусть они не нуждаются ни в каких благах. Пусть Твой жезл управляет ими, а не жезл врагов, ибо они — Твой народ».

4. Он молится, чтобы в должное время Бог вновь привел их пастись на Васан и Галаад и больше они не питались в лесах и горах: «Да пасутся они вновь на своей земле, как во дни древние». Некоторые воспринимают эти слова в духовном смысле и считают, что это то ли молитва пророка Христу, то ли призыв к Нему, как к великому Пастырю овец, Его Отца заботиться о Его Церкви, пребывать среди них, пока они находятся в этом мире, как овцы в лесу, чтобы они имели пажити, как на Кармиле, Васане и Галааде.

II. В ответ на эту молитву Бог дает обетование, а мы вполне можем воспринимать Божьи обетования как ответы на молитву веры, и соответственно этому принимать их, ибо у Него слово и дело не две разные вещи, как у нас. Пророк молился, чтобы Бог пас и был добрым к ним, и Бог отвечает, что явит им дивные дела (ст. 15), сделает для них больше, чем они могут попросить или придумать, что Он превзойдет их надежды и ожидания; Он явит дивную милость Свою (Пс 16:7).

1. Он повторит для них чудеса и дивные дела, совершенные в прежние века — как во дни исхода из земли Египетской. Их избавление из вавилонского плена будет чудом и делом благодати, таким же по значимости, как их выход из Египта, более того, оно затмит его славу (Иер 16:14−15), тем более искупление, совершенное Христом. Отметьте: прежние милости Бога, совершенные для Церкви, являются примерами Его будущих милостей, и они вновь будут повторяться, если будет повод.

2. Он совершит для них то, что станет поводом для удивления и изумления в настоящее время (ст. 16−17). Соседние народы обратят на это внимание, и тогда между народами скажут: «Великое сотворил Господь над ними!» (Пс 115:2). Освобождение иудеев из вавилонского плена произведет на соседние народы такое огромное впечатление, что это значительно прославит Бога и Его Церковь.

(1) Те, которые оскорбляли народ Божий, оказавшийся в беде, и хвалились тем, что раз им удалось победить его, то они будут содержать его в таком же униженном положении, устыдятся, увидев, как он поразительным образом возвысился. Они устыдятся при всем могуществе своем, видя, как пленники, чей моральный дух они сокрушили, теперь проявляют себя. Теперь захватчики положат руку на уста свои, стыдясь того, что они говорили, и не в состоянии сказать еще что-либо, видя ликование Израиля. Более того, и уши их сделаются глухими, ибо им придется многого стыдиться, видя их чудесное освобождение; они будут закрывать свои уши, как люди, не желающие больше ничего слышать о чудесах, совершенных Богом для Своего народа, который они так презирали и оскорбляли.

(2) Кто дерзко противостоял самому Господу, тот будет поражен страхом Божьим и благодаря этому в своем исповедании, по крайней мере, подчинится Ему (ст. 17): «Они будут лизать прах, как змея»; они будут настолько умерщвлены, словно приговорены к тому же проклятию, что и змей (Быт 3:14): «...будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах». Они будут настолько унижены и подавлены, что покорно подчинятся им. Враги его будут лизать прах (Пс 71:9); более того, они будут лизать прах ног Церкви (Ис 49:23). Гордые угнетатели будут вынуждены осознать, насколько они ничтожны и презренны перед великим Богом; и они с трепетом и максимальной покорностью выползут из укреплений своих, в которые они вошли (Ис 2:21), как черви земные, стыдясь и боясь показать свою голову — так низко они падут и такими подданными будут, когда их унизят. Когда Бог совершал чудеса для Своей Церкви, то многие из народов страны сделались Иудеями, потому что напал на них страх пред Иудеями и их Богом (Есф 8:17). Поэтому в данных стихах обещано: «Они устрашатся Господа Бога нашего и убоятся тебя, Израиль!» (англ. пер.). Очень часто покорность, навязанная силой, является ложной, но она прославит Бога и Церковь, хотя и не принесет пользы самим лицемерам.

III. Пророк с благодарностью во имя Церкви признает милость Бога, верой уповая на Его обетование (ст. 18−20). Это учит нас:

1. Воздавать славу Богу за Его прощающую милость (ст. 18). Бог пообещал возвратить плен Своего народа, и в связи с этим пророк восхищается прощающей милостью, которая послужила основанием для этого. Грех привел их в рабство, а Бог, простив этот грех, вывел их из него (Пс 84:2−3; Ис 33:24; Ис 38:17; Ис 60:1−2). Прощение греха — это основание для всех остальных милостей, принадлежащих нам согласно завету (Евр 8:12). И это больше всего изумляет пророка, в то время как соседние народы изумляются только избавлениям, которые были лишь его плодами. Отметьте:

(1) Народ Божий, который является остатком Его наследия, обвиняется во многих преступлениях; можно было бы надеяться, что так как это остаток и их немного, то все они будут очень благочестивыми, но все обстояло по-другому; Божьи дети имеют недостатки и часто обижают своего Отца.

(2) Милостивый Бог готов оставить без внимания и простить беззакония и преступления Своего народа, если он покается и вернется к Нему. Народ Божий — это народ прощеный, и благодаря этому они имеют все остальное. Когда Бог прощает грех, то проходит мимо него и не наказывает, хотя справедливо мог бы сделать это, Он не обращается с грешником так, как он того заслуживает.

(3) Хотя Бог может какое-то время демонстрировать Своему народу, что Он недоволен им, но не вечно гневается Он и раз послал горе, то помилует; Он не безжалостный; а на тех, кто не относится к остатку Его наследия и не прощен, Он будет вечно гневаться.

(4) Основания, чтобы простить грех и не вечно гневаться, Бог черпает в самом Себе. Он делает это, потому что любит миловать и радуется спасению грешников, а не их смерти и осуждению.

(5) Слава Бога, прощающего грех, непревзойденна, ее ни с чем нельзя сравнить. В этом Ему нет подобного; ни гражданская власть, ни обычные люди не прощают так, как прощает Бог; в этом Его мысли и пути безгранично выше наших; при этом видно, что Он — Бог, а не человек.

(6) Все, кто на себе познал прощающую милость, не могут не восхищаться ею; и у нас есть основания изумляться ею, если мы знаем, что это такое. Простил ли Бог наши беззакония? Тогда мы вполне можем сказать: «Кто, как Ты, Господи?» Наше святое изумление прощающей милостью является добрым доказательством того, что мы испытали ее на себе.

2. Мы должны утешать себя этой милостью, а также благодатью и истиной, которые сопутствуют ей. Находясь здесь, на земле, народ Божий не только с благодарностью вспоминает, что Бог простил его грехи, но и с уверенностью смотрит вперед, ожидая, что еще Он сделает для него. Вовек милость Его, и поэтому Он впредь будет являть милость, как являл ее раньше (ст. 19−20).

(1) Он обновит Свою милость к нам: «Он опять умилосердится над нами, то есть опять будет милостив к нам, как прежде; Его милость будет обновляться каждое утро; казалось, что Он во гневе отошел от нас, но Он вновь вернется и пожалеет нас. Он вначале вернет нас Себе, а потом вернется к нам (в англ. пер.) и помилует нас».

(2) Он обновит нас, подготовит и сделает достойными Своего благоволения: «Он изгладит беззакония наши». Когда Он избавит нас от вины за грех, чтобы она не осуждала нас, то сокрушит власть греха, чтобы он не господствовал над нами, чтобы мы не боялись греха и он не увел нас в плен. Грех — это враг, который сражается против нас, это тиран, угнетающий нас; ничто, кроме всемогущей благодати, не может подчинить его — так велика его власть над падшим человеком, и так долго он обладает ею. Но если Бог прощает грех, совершенный нами, то при этом подчиняет грех, живущий в нас, и в этом прощении нет никого, подобного Ему. Все, кому грехи прощены, ревностно желают и надеются, что их пороки умерщвлены, а беззакония изглажены; эта надежда радует их. Если бы мы были предоставлены самим себе, то наши беззакония были бы слишком тяжелы для нас, но мы верим, что Божьей благодати достаточно, чтобы подчинить их и они не царствовали над нами; тогда они не смогут погубить нас.

(3) Он подтвердит это доброе дело и действенным образом позаботится, чтобы дело благодати никогда не было аннулировано: «Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши, как Ты сделал, когда вывел нас из Египта (именно на это событие Он взирает в данном обетовании, ст. 15)». Он подчинил фараона и египтян и вверг их в пучину морскую. Эти слова подразумевают, что когда Бог прощает грех, то более не вспоминает его и заботится, чтобы его никогда не вспомнили, обличая грешника. «Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему (Иез 18:22); они изглажены, как облако, которое больше никогда не появится». Он ввергнет их в пучину морскую — не у берега, где они вновь могут всплыть на поверхность, а в пучину морскую, откуда они уже никогда не поднимутся. Все их грехи без исключения будут ввергнуты туда, ибо когда Бог прощает грехи, то прощает все.

(4) Для нас Он совершит все необходимое, чего требует наша ситуация и что Он обещал (ст. 20): «Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму», Именно согласно завету Бог прощает наши грехи и умерщвляет наши похоти; из этого источника текут все потоки, которые даруют нам все. Сказано, что обетование — это милость Аврааму, ибо так как вначале оно было дано ему, то было просто милостью, которая оберегала его в зависимости от того, в каком положении он оказывался. Но оно же было верностью Иакову, ибо верность Бога принимала участие в исполнении этого обетования для него и его потомков, как наследников Авраама — всего, что было милостиво обещано Аврааму. Здесь обратите внимание:

[1] С какой торжественностью завет благодати был подтвержден для нас; он был не только провозглашен, написан и запечатлен, но и подтвержден клятвою, обещанною отцам; это был не недавно принятый план, а подтвержденный временем; Бог клятвою обещал его отцам нашим от дней первых; это древний документ.

[2] С какой удовлетворенностью мы можем применить его к себе и положиться на него; мы можем сказать с величайшей уверенностью: «Ты явишь верность и милость»; ни одна йота или буква этого завета не останется неисполненной, ибо верен Обещавший и исполнит обещанное.

В английском переводе Библии его имя переведено как Миха, что является сокращенной формой имени Михей, упомянутом в 3Цар 22:8, где говорится о пророке, служившем несколько веков ранее, во времена Ахава.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Михея, 7 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.