Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иеремия | 22 глава

Толкование Мэтью Генри


В связи с изложенным в предыдущей главе посланием для дома царя здесь приводятся некоторые проповеди Иеремии, произнесенные в царском дворе во время предыдущих правлений, чтобы было четко видно, что они получили честное предостережение задолго до того, как им был зачитан этот фатальный приговор и показан метод его предотвращения. Здесь излагается:

(I) Послание к царской семье во времена правления Иоакима, частично адресованное Иоахазу, который был уведен в плен в Египет, частично Иоакиму, который наследовал престол и тогда был у власти. Оно увещевает царя и князей совершать суд и заверяет в том, что если они последуют этому совету, то царская семья будет процветать, в противном случае она будет уничтожена (ст. 1−9). Оплакивается Иоахаз, здесь названный Саллумом (ст. 10−12). Послание обличает Иоакима и угрожает ему (ст. 13−19).

(II) Еще одно послание, отправленное в период правления Иехонии, сына Иоакима. Оно обвиняет его в том, что он упрямо отказывается слушать, и угрожает ему истреблением; также предсказывается, что в нем произойдет падение дома Соломонова (ст. 20−30).

Стихи 1−9. В этой главе:

I. Иеремии дается повеление пойти и проповедовать перед царем. В предыдущей главе рассказывалось, что Седекия отправил посланников к пророку, а в этой пророку велено самому идти в дом царя и потребовать внимания к слову Царя царей (ст. 2): «Выслушай слово Господне, царь Иудейский» Подчиненные должны признать, что там, где пребывает слово царя, проявляется его власть над ними; а цари должны признать, что там, где пребывает слово Господа, проявляется Его власть над ними. К царю Иудейскому здесь обращаются как к сидящему на престоле Давидовом престоле человека, который был по сердцу Бога, как к владыке, обладающему достоинствами и властью согласно завету, заключенному с Давидом; поэтому, чтобы получить пользу от данных ему обетований, он должен подражать его примеру. Помимо царя он обращается к его слугам, так как хорошее правление зависит в значительной степени от хорошего служения, равно как и от хорошего царя.

II. Ему даются наставления, о чем проповедовать.

1. Он должен сказать им, в чем заключается их долг и каких хороших поступков требует от них Господь, их Бог (ст. 3). Они должны стараться (1) делать всякое добро, которое в их власти. Они должны производить суд и защищать обиженных, должны спасать обижаемого от руки притеснителя. Это долг, который они должны были исподнять на своем месте (Пс 81:3). Тогда они будут служителями Божьими для блага.

(2) Не наносить вред своей деятельностью: не обижать и не теснить. Наихудшее зло и насилие это то, которое совершается под видом закона и справедливости, и теми, чье основное дело наказывать и защищать от зла и притеснений. Они не должны притеснять пришельца, сироты и вдовы, ибо им Бог особым образом покровительствует и наставляет (Исх 22:21−22).

2. Он должен заверить их в том, что честное исполнение своего долга обеспечит им длительное процветание (ст. 4). Тогда среди царей будет соблюдаться порядок престолонаследия непрерываемая преемственность на престоле Давида по его линии; они будут наслаждаться абсолютным миром, жить в богатстве и почестях, ездить на колеснице и конях, как раньше (Иер 17:25). Отметьте: самый эффективный способ сохранить достойное правление исполнять связанные с ним обязанности.

3. Он также должен заверить их в том, что если они будут упорствовать в беззакониях своей семьи, то это приведет к гибели их семьи, несмотря на то, что это царская семья (ст. 5): «А если не послушаете слов сих и не будете повиноваться, то дом сей сделается пустым», участь дворца царей Иудеи будет не лучше участи других жилищ Иерусалима. Грех часто становился причиной гибели царских дворцов, какими бы величественными и мощными они ни были. Этот приговор подтвержден клятвой: «Мною клянусь (и Бог не может поклясться ничем более величественным, Евр 6:13), что дом этот будет лежать в руинах». Отметьте: грех погубит дома царей так же, как дома незначительных людей.

4. Он должен показать, какие фатальные последствия их порочность навлечет на их царство, на них самих и особенно на Иерусалим царский город (ст. 6−9).

(1) Признано, что Иудея и Иерусалим были ценными в глазах Бога и значительными сами по себе: «Галаад ты у Меня, вершина Ливана». Их участь была так же прекрасна и богата, как Галаад; Сион был такой же могущественной твердыней, как Ливан, и они уповали на него, как на свою защиту. Но (2) это не защитит их; страна, которая сейчас плодородна, как Галаад, станет пустынею. Города, которые сейчас сильны, как Ливан, станут городами необитаемыми; а когда страна опустошена, тогда люди оставляют города. Посмотрите, как суды Божьи с легкостью могут уничтожить народ, и с какой достоверностью это совершит грех. Чтобы совершить эту опустошительную работу, [1] найдутся люди, которые эффективно сделают ее (ст. 7): «Я приготовлю против тебя истребителей; Я освящу их (дословно); Я определю их на это служение и использую для него». Отметьте: когда разрушение предопределено, тогда подготовлены истребители; возможно, они находятся в процессе приготовления и многие факторы содействуют запланированному уничтожению и задолго уже приготовлены. А кто может соперничать с истребителем, приготовленным Богом? Они с такой же легкостью разрушат города, с какой люди рубят деревья в лесу: «Они срубят лучшие кедры твои; но в то же время, когда они будут срублены, их будут ценить не более чем тернии и волчцы и бросят в огонь, ибо наилучшие кедры сгнили и стали непригодны ни для какого дела».

[2] Найдутся люди, которые оправдают Бога, совершившего все это (ст. 8−9). Многие народы, проходя через руины этого города во время своих путешествий, будут спрашивать: «За что Господь так поступил с этим великим городом?» Как получилось, что такой могущественный город побежден и такой богатый город доведен до обнищания? Как получилось, что такой густонаселенный город оставлен его жителями и такой святой город так осквернен? Как получилось, что город, который был так дорог для Бога, оставлен Им?» Основание для этого настолько очевидно, что ответ готов в устах любого человека. Спросите у путешественников (Иов 21:29), спросите любого встретившегося вам человека и он ответит: из-за того, что они поменяли своих богов, чего никогда не делали другие народы. Они оставили завет Господа, Бога своего, оказались неверными и отказались выполнять свой долг, которым были связаны с Ним благодаря завету; они поклонялись иным богам и служили им, презирая Его; и поэтому Он предал их истреблению. Отметьте: Бог никогда не изгоняет человека, пока тот первый не откажется от Него. «Иди, говорит Бог пророку, и проповедуй об этом царской семье».

Стихи 10−19. Хотя для нас цари являются богами, но для Бога они всего лишь человеки и они умрут, как человеки. Это следует из рассматриваемых здесь стихов, где выносится смертный приговор двум царям, которые успешно царствовали в Иерусалиме, двум братьям, неблагодарным сыновьям очень благочестивого отца.

I. Описана участь Саллума, под именем которого, несомненно, подразумевается Иоахаз, ибо он был тем сыном царя Иудейского Иосии, который царствовал после отца своего (ст. 11); Иоахаз был поставлен царем по воле народа, который выбрал его, хотя он не был старшим сыном (4Цар 23:30; 2Пар 36:1). Среди сыновей Иосии (1Пар 3:15) упоминается Саллум, а не Иоахаз. Возможно, народ предпочел его, а не старшего сына, так как считал его более активным и смелым юношей, более подходящим для царствования, но Бог скоро показал им безрассудство их несправедливого поступка и то, что правление этого человека не могло быть успешным, ибо через три месяца на него напал царь Египетский, свергнул и увел пленного в Египет, как и грозил им Бог (Втор 28:68). Не показано, что кто-либо из народа был уведен вместе с ним. Об этом нам рассказывается в 4Цар 23:34 и 2Пар 36:4. В данных же стихах (1) народу велено оплакивать его больше, чем его отца Иосию: «Не плачьте об умершем, не рыдайте больше об Иосии». Сам Иеремия искренне скорбел о нем и побуждал скорбеть народ (2Пар 35:25), но теперь он велит не жалеть о нем, хотя прошло всего три месяца, а направить свои слезы по другому руслу. Они должны сильно оплакивать Иоахаза, который был уведен в Египет; это не значило, что он был великой потерей для государства, каким был его отец, а лишь то, что его ситуация была намного хуже. Иосия отправился в могилу в мире и с почестями, он был огражден, чтобы не видеть грядущего зла в этом мире, и перенесен в другой мир, чтобы увидеть грядущие блага. Поэтому пророк велит не жалеть о нем, а жалеть о его несчастном сыне, которому, скорее всего, придется жить и умереть в бесчестии и нищете несчастным пленником. Отметьте: умершим святым можно справедливо позавидовать, в то время как живым грешникам справедливо посочувствовать. И иногда перед нами открывается такая мрачная перспектива времен, что слезы об Иосии, даже об Иисусе, стоит сдержать, чтобы сохранить их для себя и своих детей (Лк 23:28).

(2) Приводится основание для этого: так как он никогда не возвратится из плена, как ожидал он и его народ, а умрет на чужбине. Люди неохотно верили этому, и поэтому вновь и вновь повторяется, что он уже не возвратится (ст. 10). Он не будет больше иметь удовольствия видеть родную страну свою, а будет постоянно скорбеть, слыша о ее опустошении. Он вышел из этого места и уже не возвратится сюда (ст. 11), но умрет в том месте, куда отвели его пленным (ст. 12). Это результат того, что он не последовал доброму примеру своего отца и узурпировал право своего старшего брата. В плаче Иезекииля о князьях Израиля Иоахаз представлен как молодой лев, который быстро научился ловить добычу, но был схвачен и приведен в цепях в Египет, где долго ожидал возвращения, но напрасно (см. Иез 19:3−5).

II. Здесь представлена участь Иоакима, ставшего его преемником. Мы не знаем, было ли у него больше прав на венец, чем у Саллума, ибо хотя он был старше своего предшественника, но, похоже, у Иосии был еще один сын, старше его, называемый Иоанан (англ. пер. 1Пар 3:15; в русском переводе первым по старшинству сыном Иосии указан Иоахаз). Но мы знаем, что он царствовал не лучше и в конце его участь тоже была плачевной. В данных стихах:

1. Пророк честно обличает его в грехах. Не положено обычному человеку говорить царю: «Ты нечестивец», но пророк, имеющий послание от Бога, не оправдает оказанного ему доверия, если не передаст его, даже если оно неприятное, как данное послание, адресованное царям. В нем Иоаким не обвиняется в идолопоклонстве, и, возможно, к тому времени он еще не предал смерти пророка Урию (он сделал это позднее, Иер 26:22−23), иначе ему было бы сказано об этом здесь. Он обвиняется в таких преступлениях:

(1) В гордости, любви к помпезности и великолепию, словно основная задача царя выглядеть величественным; при этом он меньше всего старался делать добро. Он считал необходимым построить для себя величественный дворец дом обширный и горницы просторные (ст. 14). Он считал необходимым прорубить в нем окна по последней моде, возможно, похожие на скользящие рамы в наше время. Горницы должны быть обшиты кедром самым дорогим сортом деревьев. Его дом должен быть покрыт хорошей крышей и обшит изнутри деревом, как в храме, в противном случае он был бы недоволен (3Цар 6:15−16). Более того, он хотел, чтобы его дом превзошел храм, ибо он должен быть раскрашен суриком, или ярко-красным цветом, или, как читают некоторые, индиго оттенком голубого. Безусловно, что для князей и вельмож вполне законно строить, украшать и обставлять свой дом соответственно занимаемому ими положению. Но Тот, Кто знает внутренние помыслы человека, знал, что Иоаким поступал так по побуждению своего гордого сердца, а это делает греховным, чрезмерно греховным то, что само по себе вполне законно. Поэтому те, кто увеличивает свои дома и делает их более роскошными, должны тщательно исследовать расположение своего духа, побуждающего к этому, и быть бдительными против всех проявлений тщеславия. Особенно усугубляло ситуацию Иоакима то, что он делал все это, осознавая, благодаря слову Божьему и Его провидению, что на него обрушиваются суды Божьи. Первые три года он царствовал с позволения царя Египетского, а все остальные годы с позволения царя Вавилонского; и тем не мене он, который был на положении вице-короля, в строительстве и обустройстве хотел соперничать с великими монархами. Посмотрите, как категоричен он в своем решении: «Построю себе дом обширный; я решил и так будет, кто бы ни отговаривал меня». Отметьте: часто люди, теряющие свое состояние, поступают безрассудно, устраивая красивое представление. Сердца многих, подвергнувшихся смиряющим провидениям, остаются несмиренными и выглядят особенно высокомерно, когда Бог обламывает их. Тем самым они сражаются со своим Творцом.

(2) В плотской уверенности и уповании на свое богатство, в уверенности в том, что его процветание будет вечным, словно его гора сейчас стоит так крепко, что ничто не может поколебать ее. Он думал, что будет царствовать, не испытывая беспокойства и не сталкиваясь с препятствиями, ибо заключил себя в кедр (ст. 15), словно подобное окружение было слишком красивым, чтобы на него напасть, и слишком крепким, чтобы через него прорваться, словно сам Бог из сострадания не мог предать этот дом огню. Так, когда Христос говорил о разрушении храма, Его ученики приступили к Нему, чтобы показать Ему, какое это величественное строение (Мф 23:38; Мф 24:1). Отметьте: кто полагает, что нынешнее процветание обеспечивает ему длительную безопасность, и мечтает царствовать, так как заключил себя в кедр, тот бессовестно обманывает себя. Его личное воображение говорит ему, что имущество богатого — крепкий город его.

(3) Некоторые полагают, что он обвиняется в кощунстве, в грабеже дома Божьего ради того, чтобы обставить и украсить свой дом. «Он вырубает себе окна Мои (написано на полях), что некоторые понимают как обвинение в том, что он вынимал окна из храма, чтобы вставить в свой дворец, и затем красил их красною краскою, чтобы остаться нераскрытым, и они смотрелись как одно целое со всем его строением. Отметьте: кто думает обогатиться, подвергая грабежу Бога и Его дом, тот обманывает себя и навлекает гибель; как бы они ни скрывали это, Бог раскроет обман.

(4) Здесь он обвиняется в вымогательстве и угнетении, насилии и несправедливости. Он строил дом свой неправдою, используя нечестно добытые деньги и материалы, на земле, добытой, возможно, так же, как Ахав добыл виноградник Навуфея. А так как он зашел дальше того, что мог себе позволить, то был вынужден обворовывать рабочих, лишая их платы, что является одним из тех грехов, которые вопиют и доходят до слуха Господа Саваофа (Иак 5:4). Бог обращает внимание на зло, причиняемое великими мужами их бедным рабам и труженикам; Он отплатит справедливо и воздаст тем, кто нечестно расплачивается с наемными рабочими и заставляет ближнего своего работать даром. Обратите внимание: величайшие мужи должны считать самых незначительных людей своими ближними, поступать с ними справедливо и любить как самих себя. Иоаким угнетал народ не только своими постройками, но и своим правлением. Он не поступал справедливо, не обращал внимания на пролитие невинной крови, когда это служило его честолюбивым целям и утоляло чувство алчности и мести. Он поддерживал притеснение и насилие не только угрожал ими, но и совершал их. И когда он собирался поступить несправедливо, то ничто не могло остановить его: он должен был совершить это. Корнем этого была алчность любовь к деньгам, которая является корнем всех зол. Твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти; они видят только ее и ничего больше. Обратите внимание: поддавшись алчности, сердце следует за глазами, поэтому она называется похотью очей (1Ин 2:16; Иов 31:7). Это то же самое, что устремлять глаза к тому, чего нет (Притч 23:5). Когда цели и привязанности полностью сосредоточены на богатстве этого мира, тогда глаза и сердце исполнены алчности; тогда сильны искушения к убийству, притеснению, всякому насилию и преступлениям.

(5) Усугубляло эти грехи то, что он был сыном благочестивого отца, который оставил ему хороший пример, и он мог бы последовать ему (ст. 15−16): «Отец твой ел и пил, но производил суд и правду». Когда Иоаким увеличил и украсил свой дом, то, возможно, он начал презрительно отзываться о своем отце за то, что тот удовлетворялся таким убогим, лишенным удобств жилищем, которое не приличествовало такому влиятельному владыке, смеялся над ним, как над человеком, имеющим скудную фантазию, смиренный дух, не стремящимся обогатиться и следовать моде. Его не устраивало то, что удовлетворяло его отца; но Бог через пророка сказал ему, что хотя его отец и не имел дух строительства, но был мужем превосходного духа, лучшим, чем он, и поступал лучше ради себя и своей семьи. Дети, презирающие старомодность своих родителей, чаще всего лишены их реальных совершенств. Иеремия говорит ему:

[1] Что поступки отца направляли его исполнять свой долг: он производил суд и правду, он никогда не причинял зла кому-либо из своих подчиненных, никогда не притеснял их, не доставлял им трудностей, а старался сохранить их справедливые права и собственность. Более того, он не только не злоупотреблял своей властью для поддержки зла, но и использовал ее для поддержания справедливости. Он разбирал дело бедного и нищего, был готов услышать дело самого ничтожного из своих рабов и поступить с ним справедливо. Отметьте: гражданские власти должны заботиться не о том, чтобы поддерживать свое великолепие и праздность, а о том, чтобы творить добро не только самим не притеснять бедных, но и защищать угнетенных.

[2] Процветание отца ободряло его исполнять свой долг. Во-первых, Бог принял его: «Не это ли значит знать Меня? Не свидетельствует ли это о том, что он правильно знал своего Бога, поклонялся Ему и, следовательно, был познан и признан Им?» Отметьте: тот правильно знает Бога, кто исполняет свой долг согласно занимаемому месту и положению в мире. Во-вторых, он сам получал от этого утешение: он ел и пил благоразумно и с радостью, чтобы быть пригодным для своего дела для подкрепления, а не для пресыщения (Еккл 10:17). Он ел и пил и производил суд, он не забыл закона и не превратил суда всех угнетаемых (Притч 31:5), как, возможно, Иоаким и его князья. Он действительно ел и пил, то есть Бог щедро благословил его изобилием, и он с радостью наслаждался им, оказывая радушный прием своим друзьям, был очень гостеприимен и добр. Иоаким гордился тем, что построил красивый дом, а Иосия прославился тем, что содержал хороший дом. Очень часто те, кто любит помпезность и великолепие, мало имеют в себе истинной щедрости, ибо щедрость, благотворительность бедным и совершение справедливости резко ограничивают возможности для поддержания расточительной роскоши. Лучше, как Иосия, жить в старомодном доме и делать добро, чем, как Иоаким, жить в величественном доме и после себя оставить неоплаченные долги. Иосия производил суд и правду, и потому ему было хорошо (ст. 15) эта фраза вновь повторяется в ст. 16. Он жил с удобствами; подданные и соседи уважали его; и все, к чему он прикладывал свою руку, процветало. Отметьте: пока мы поступаем хорошо, до тех пор можем надеяться, что у нас все будет благополучно. Иоаким знал, что его отец убедился в том, что путь долга это путь утешения, но он не пошел по его стопам. Отметьте: это должно побудить нас придерживаться той религии, которую сохранили в свое время наши благочестивые отцы, представившие на собственном опыте ее выгодность. Они убедились в том, что благочестие, которое имеет обетования жизни настоящей, подтвердило свою истинность для них, что религия и благочестие идут рука об руку с внешним процветанием. Поэтому мы совершим непростительную ошибку, если свернем с пути.

2. Честно зачитана участь Иоакима (ст. 18−19). Мы можем предположить, что жизнь Иеремии подвергалась непосредственной опасности, когда он предсказал позорную смерть Иоакима. Но так говорит Господь об Иоакиме, и поэтому так же говорит о нем пророк.

(1) Он умрет неоплаканным; своим притеснением и жестокостью он сделает себя таким омерзительным, что все окружающие будут только рады расстаться с ним; никто не воздаст ему чести, пролив слезу о нем, в то время как о его отце, который производил суд и правду, повсеместно рыдали. Седекии было обещано, что после смерти его будут оплакивать, ибо он вел себя лучше, чем Иоаким (Иер 34:5). Его родственники не будут оплакивать его и выражать свою скорбь, как обычно бывает на похоронах самых незначительных людей, где люди вопиют: «Увы, брат мой!» и «Увы, сестра!» Его подчиненные не будут его оплакивать и восклицать, как они обычно делали это у могил своих правителей: «Увы, государь!» и «Увы, его величие!» Печально, если человек живет так, что после его смерти никто не жалеет, что приходится расставаться с ним. Более того:

(2) Он останется лежать непогребенным. Эта угроза хуже предыдущей. Даже те, у кого не находится слез, чтобы украсить ими похороны умершего, обычно сами добровольно хоронят его, чтобы убрать со своих глаз, но Иоаким будет погребен ослиным погребением, то есть у него вообще не будет похорон, а его мертвое тело будет выброшено в яму или навозную кучу; его тело вытащат или будут волочь позорно и выбросят далеко за ворота Иерусалима. В рассказе об Иоакиме (2Пар 36:6) повествуется, что Навуходоносор оковал его оковами, чтоб отвести его в Вавилон, и что (Иез 19:9) он в цепях был приведен к царю Вавилонскому. Но скорее всего он умер узником до того, как был приведен в Вавилон, как планировалось; возможно, он скончался от огорчения или сердечная гордость поторопила его конец и по этой причине ему, как самоубийце в подобных случаях, было отказано в приличных похоронах. Джозеф сообщает, что Навуходоносор убил его в Иерусалиме и оставил его тело на всеобщее обозрение где-то далеко за воротами Иерусалима. В Писании сказано (2Цар 24:6), что он почил с отцами своими. Когда он строил себе величественный дом, то, несомненно, собирался иметь величественную гробницу, но посмотрите, как он был разочарован. Отметьте: кто возносится в чрезмерной гордости, тех, чаще всего, ожидает великий позор при жизни или после смерти.

Стихи 20−30. Похоже, это пророчество касалось бесславного и позорного правления Иехонии, сына Иоакима, который наследовал его престол, но царствовал лишь три месяца, а затем пленником был отправлен в Вавилон, где прожил много лет (Иер 52:31). В этих стихах изложено пророчество:

I. Об опустошении царства, которое теперь быстро приближалось (ст. 20−23). Эти слова обращены к Иерусалиму или Иудее или к еврейскому государству, как к отдельной личности, здесь описанной с трех сторон.

1. Очень самонадеянной во дни мира и безопасности (ст. 21): «Я говорил тебе во время благоденствия твоего, говорил через Моих слуг и пророков, через обличения, увещевания и советы, но ты сказал: «Не послушаю; Я не буду слушать»; и ты не слушал гласа Моего, ты решил не слушать его и имел дерзость сказать Мне об этом». Чаще всего живущие беспечно презирают слово Бога: утучнел Израиль, и стал упрям. Ухудшало дело то, что таковой была их природа: таково было поведение твое с самой юности твоей. Их называли отступниками от самого чрева матернего (Ис 48:8).

2. Очень пугливой при приближении беды (ст. 20): «Когда ты увидишь, что все друзья твои сокрушены, когда поймешь, что твои идолы не могут помочь, а военные союзы подвели тебя, тогда взойдешь на Ливан и будешь кричать, как погибающий и уже считающий себя погибшим; ты будешь кричать: «Помогите, помогите, погибаем»; ты будешь возвышать голос свой и издавать пугающие вопли на Ливане и Васане двух высоких холмах, надеясь, что оттуда, благодаря высокому расположению, их услышат. Ты будешь кричать с перевалов (англ. пер.) и дорог, где ты время от времени будешь попадать в беду». Ты будешь кричать с Аварима (читают некоторые, как имя собственное) известной горы на границе с Моавом. «Ты будешь кричать, как раньше кричали люди, охваченные оцепенением, всем окружающим их; но все напрасно, ибо (ст. 22) всех пастырей твоих, или правителей, которые должны защищать, вести и обеспечивать твою безопасность, унесет ветер. Они будут прокляты, исчахнут и превратятся в ничто, как бутоны и цветы уносятся порывом холодного ветра; они будут поглощены внезапно, незаметно и непреодолимо, как плоды уносятся ветром. Друзья твои, на которых ты полагаешься и к которым привязан, пойдут в плен они не только не смогут помочь тебе, но и не смогут помочь самим себе».

3. Очень покорной под тяжестью и длительным бременем беды: «Когда нет никакой помощи от союзников, когда твои священники в растерянности, тогда ты будешь постыжен и посрамлен за все злодеяния твои» (ст. 22). Отметьте: многие так и не будут стыдиться своих грехов, пока, благодаря им, не дойдут до последней крайности; и очень хорошо, если благодаря своим стесненным обстоятельствам мы начнем стыдиться своих грехов. Еврейское государство здесь названо живущим на Ливане, так как этот известный лес был внутри его границ (ст. 23), а вся страна была богатой и хорошо охранялась природной твердыней Ливана; они были так горды и самонадеянны, что, по словам Писания, сделали гнезда на кедрах, где считали себя недоступными для опасностей и откуда с презрением смотрели на всех окружающих. «Но как жалок будешь ты, когда постигнут тебя муки Тогда ты смиришься перед Богом и пообещаешь измениться. Когда ты будешь свержен с утесов, то будешь рад услышать те слова, которые не желал слышать (Пс 140:6). Тогда ты будешь стараться сделать себя угодным Богу, Которым ранее пренебрегал». Отметьте: многие стараются быть благочестивыми, но, когда муки проходят, показывают, что не имели истинного благочестия. Некоторые придают этим словам иной смысл: «Какую пользу приносит тебе твоя помпезность, величественный вид и богатство? Что станет со всем этим или какое утешение от всего этого ты получишь, когда окажешься в подобной беде? Не более чем женщина в родах, страдающая от боли и страха, может получить утешения от своих украшений, пока она пребывает в таком состоянии». Так понимает г-н Гатакер. Отметьте: кто гордится своими мирскими достижениями, тот поступит мудро, если задумается о том, как он будет выглядеть, когда муки придут на него и он потеряет всю свою красоту.

II. О бесчестии царя. Его имя Иехония, но здесь он дважды называется Хонией (в англ. пер.) из презрения. Пророк укорачивает его имя и дает ему, как мы говорим, кличку, возможно, подразумевая, что он должен быть лишен своих достоинств, срок его царствования должен быть укорочен, а число дней переполовинено. Здесь описаны два вида его бесчестия:

1. Он будет уведен в плен и проведет остаток своих дней в рабстве. Он был рожден для венца, но тот очень быстро упадет с его головы, и он сменит его на оковы. Обратите внимание на шаги этого суда.

(1) Бог оставит его (ст. 24). Это говорит Бог истины и вновь подтверждает Свои слова клятвой: «Даже если бы он был перстнем на правой руке Моей (такими были его предшественники, и он мог быть таким же, если бы вел себя хорошо, но он деградировал), то и отсюда сорву его». Благочестивые цари Иудеи были подобны перстням на правой руке Бога, дорогим и близким для Него; в них Он славился и использовал их в качестве инструментов своего правления, как делали князья с помощью своей печати или собственноручной подписи. Но Иехония сделал себя абсолютно недостойным подобной чести, и поэтому его привилегии не послужили ему защитой; несмотря на это, он будет изгнан. Соответственно этой угрозе в адрес Иехонии звучит обетование Бога Зоровавелю, когда Он сделал его лидером Своего народа во время возвращения из плена (Агг 2:23): «Я возьму тебя... и буду держать, как печать». Считающие себя печатью в руке Божьей не должны считать себя защищенными, а бояться, чтобы их не сорвали оттуда.

(2) Царь Вавилонский схватит его. Кто лишил себя Божьей защиты, тот не знает, каким опасностям со стороны врага и каким бедствиям он подвергается (ст. 25). В этих стихах халдеи описаны врагами, озлобившимися против Иехонии; они искали его души; им казалось, что только это сможет удовлетворить их ярость; именно таких врагов он боялся это те, которых ты боишься, и поэтому для него особенно страшно было попасть в их руки, тем более раз сам Бог отдал его в их руки. А раз Бог отдал его им, то кто сможет спасти его?

(3) Он и его семья будут уведены в Вавилон, и там, в бедственном плену, они проведут многие годы своей утомительной жизни: он и мать его (ст. 26), он и племя его (ст. 28); то есть он и вся царская семья (ибо у него не было собственных детей, когда он был уведен в плен), либо он и дети в чреслах его. Все они будут изгнаны в другую, чужую страну, где они не родились: не туда, где они родились, а в страну, которой не знали, где у них не было знакомых, с которыми можно общаться или от которых можно ждать милости. Туда они будут уведены из страны, где им по праву принадлежало владычество, в страну, где будут преданы рабству. Но будет ли у них надежда вновь увидеть свою родину? Нет: «5 землю, куда душа их будет желать возвратиться, туда не возвратятся» (ст. 27). Когда они там были, то плохо вели себя, и поэтому не увидят ее более. Иоахаз был уведен в Египет страну на юге, Иехония в Вавилон страну на севере; обе располагались далеко и в противоположном направлении друг к другу; поэтому им не стоило надеяться встретиться вновь, равно как и подышать родным воздухом. Кто злоупотреблял данной им властью над другими, тот справедливо был отдан во власть других. Кто потакал и утолял свои греховные желания, притесняя, роскошествуя и поступая жестоко, тому справедливо отказано в удовлетворении его скромного желания вновь увидеть родную землю. В этой части данной угрозы мы должны обратить внимание на некие весьма патетичные слова (ст. 26): «...в чужой стране, где вы не родились, там умрете». Как есть время рождаться и время умирать, так есть место, где вам суждено родиться, и место умереть. Мы знаем, где родились, но не знаем, где умрем, но нам достаточно, что Бог знает это. Давайте же заботиться, чтобы умереть во Христе, и тогда с нами все будет хорошо, где бы мы ни умерли, даже если это произойдет в далекой стране.

(4) Это делало его ничтожным и презренным в глазах всех соседей. Они смогут сказать (ст. 28): «Неужели этот человек, Иехония, есть создание презренное, отверженное? Да, это он, но сильно униженный». [1] Было время, когда он был возвеличен, более того, когда он был почти обожествлен. Люди, видевшие его отца, недавно униженного, были готовы восхищаться им, когда он восседал на престоле, но теперь он презренный разбитый идол (англ. пер.), которому, когда он был целый, поклонялись; теперь, когда он разбился, его выбросили с пренебрежением, никто не обращает на него внимания и не вспоминает, каким он был. Отметьте: то, что становится идолом, рано или поздно будет сокрушено и подвергнется презрению; то, чему несправедливо воздавали почести, будет справедливо проклято, и соперничающие с Богом будут презираемы людьми. Мы разочаруемся в том, что делали идолом, и будем презирать его. [2] Было время, когда им восхищались, но теперь он сосуд непотребный, никому не нужный, то ли потому что вышел из моды, то ли потому что треснул или загрязнился и поэтому стал бесполезным. Те, кем Бог недоволен, рано или поздно будут настолько умерщвлены, что будут вызывать у людей отвращение.

2. Он не оставит потомство, чтобы наследовать свою славу. Предсказание об этом извещено с торжественным предисловием (ст. 29): «О, земля, земля, земля! Слушай слово Господне». Пусть все обитатели земли обратят внимание на эти суды Божьи, коснувшиеся народа и семьи, которые были дороги и близки Ему, и пусть тогда сделают вывод, что Бог нелицеприятен в совершении справедливости. Или же это призыв к самой земле, по которой мы ходим, раз живущие на ней глухи и беспечны, подобный этому (Ис 1:2): «Слушайте, небеса, и внимай, земля» Как бы ни пренебрегали словом Божьим, но его услышат; сама земля будет вынуждена услышать его и покориться, когда она сама и все дела на ней сгорят. Или же это призыв к людям, которые мыслят по-земному, поглощены мирскими благами и безмерно жаждут их; таковых нужно призывать вновь и вновь в третий раз выслушать слово Господне. Или же это призыв к людям, считающим себя смертными, от земли, и торопящимся в нее вновь. Таковы все мы; мы земля, прах, а следовательно, должны выслушать и обратить внимание на слово Господне, чтобы (хотя мы от земли) мы могли найтись среди тех, чьи имена записаны на небесах. Далее следует обратить внимание на то, что Иехония записан человеком, лишенным детей (ст. 30), то есть никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом. На нем закончилась царская родословная Давида. Некоторые полагают, что он имел детей, рожденных в Вавилоне, ибо Писание упоминает о его племени, изгнанном в ту страну (ст. 28) и умершем раньше его. В описании родословной (1Пар 3:17) мы читаем о семи сыновьях Иехонии Ассира (т.е. Иехонии пленника), из которых первым был Салафиил (в англ. пер.). Некоторые полагают, что это были его усыновленные дети, и когда Писание говорит (Мф 1:12), что Иехония родил Салафииля, то это означает, скорее, что он завещал ему права на царство, так как он назван сыном Нериевым из дома Нафанова (Лк 3:27,31). Были ли это его собственные дети или усыновленные, но он считался бездетным, так как никто из потомков не царствовал как царь Иудеи. Он был Августом империи, на котором она прекратила свое существование. Именно Бог записывает всякого бездетного таковым; и каждый, кто не старается делать добро, не должен надеяться на процветание.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 22 глава

СТАНЬТЕ ЧАСТЬЮ КОМАНДЫ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.