Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Дух Христа, который был в пророках, в этом псалме, как и в любом другом месте Ветхого Завета, четко и полно предвозвещает Христовы страдания и последующую за ними славу (1Пет 1:11). Несомненно, что здесь Давид говорит о Нем, а не о себе или ком-нибудь другом. Многие выражения этого псалма четко говорят о Христе и употребляются в Новом Завете; весь он может быть применен к Нему, а некоторые его части — лишь к Нему. Необычные провидения Бога относительно Давида дают нам возможность предположить, что были некоторые благочестивые и мудрые люди, которые смотрели на Давида как на образ Того, Кто должен был прийти. Но композиция этого псалма, в котором он сам был чудесным образом перенесен духом пророчества намного дальше своих собственных мыслей и намерений, была (как мы предполагаем) щедрым удовлетворением для него самого, так как он был не только отцом Мессии, но и образом Его. В этом псалме он говорит:

(I) Об уничижении Христа (ст. 2−22), где Давид, как прообраз Христа, жалуется на свое чрезвычайно бедственное положение, в котором он оказался.

(1) Псалмопевец жалуется, смешивая утешения со своими жалобами: он жалуется (ст. 2−3), но в то же время утешает себя (ст. 4−6), опять жалуется (ст. 7−9) и опять утешает себя (ст. 10−11).

(2) Он жалуется, смешивая молитвы со своими жалобами; он жалуется на силу и ярость своих врагов (ст. 13−14,17,19), на свою телесную слабость и угасание (ст. 15−16,18), но в то же время просит, чтобы Бог не удалялся от него (ст. 12,20), избавил и спас его (ст. 20−22).

(II) О превознесении Христа и о том, что Его труд будет славой для Бога (ст. 23−26), что Он станет спасением и радостью Его народа (ст. 27−30), что Он увековечит Свое собственное царство (ст. 31−32). Воспевая этот псалом, мы должны сконцентрировать свои мысли на Христе и быть в такой степени взволнованными Его страданиями, словно сами ощутили их, быть в такой степени взволнованными Его благодатью, словно сами ощутили на себе ее силу и влияние.

Начальнику хора. Лань ранним утром. Псалом Давида.

Стихи 2−11. Некоторые считают, что находят Христа в самом вступлении к псалму: слова Aijeleth Shahar означают «лань ранним утром». Христос подобен молодому оленю на горах бальзамических (Песн 8:14) и является любезною ланью или прекрасною серной для всех верующих (Притч 5:19); Он распускает прекрасные ветви, как Неффалим, который сравнивается с теревинфом рослым (Быт 49:21). Он — утренняя лань, предназначенный Богом от вечности, чтобы быть окруженным псами, обступившими Его (ст. 17). Но некоторые считают, что эти слова означают лишь мелодию, для которой был сочинен этот псалом. В этих стихах мы читаем I. Печальную жалобу на то, что Бог оставил Его (ст. 2,3).

1. Эти слова также можно применить к Давиду или любому другому чаду Божьему, когда ему не хватает доказательств Божьего благоволения, когда его давит тяжесть Божьего недовольства и он стонет под ней как человек, переполненный скорбью и ужасом, ревностно вопиющий к Богу и просящий облегчения. Человек, который считает, что Бог оставил его без помощи и не слышит его, но который в то же время вновь и вновь призывает: «Боже мой! Боже мой!» — и продолжает вопиять день и ночь, искренне желая получить Его милостивый ответ. Обратите внимание, (1) что духовное одиночество — это самое болезненное страдание для верующего; когда доказательства Божьей любви омрачены, тогда божественное утешение временно приостанавливается, общение с Богом прекращается, а страх перед Ним наваливается. Как печален его дух и как безжизненны все его утешения!

(2) Даже жалобы верующих на их ноши являются добрым признаком духовной жизни и испытанием духовных ощущений. Когда человек вопрошает: «Боже мой, почему я болен? Почему я беден?», то это дает повод подозревать его в неудовлетворенности и омирщвлении. А вот слова «Для чего Ты оставил меня?» говорят языком сердца, которое находит свое счастье в Божьем благоволении.

(3) Когда мы рыдаем из-за того, что Бог удалился, мы должны продолжать называть Его нашим Богом и призывать Его как своего Господа. Если мы хотим иметь твердую веру, то должны жить верой приверженности. «Что бы ни было, Бог — благ и Он — мой Бог; Он убивает меня, но я буду надеяться; хотя Он не отвечает мне сразу, но я буду молиться и ожидать; хотя Он молчит, но я не буду молчать».

2. Что их также можно применить ко Христу, ибо первыми словами этой жалобы Он излил Свою душу перед Богом, когда был на кресте (Мф 27:46). Возможно, Он продолжил этот псалом и, как считают некоторые, повторил его весь если не вслух (так как он оборвался после первых слов), то мысленно. Обратите внимание:

(1) Христос настоятельно обращается к Своему Отцу, умоляя Его о благоволении и присутствии. Он возопил днем, находясь на кресте, и ночью, когда в саду был объят смертными муками. С сильным воплем и со слезами, со страхом принес молитвы и моления Могущему спасти Его (Евр 5:7). Однако Бог оставил Его и не собирался помочь; Он не слышал Его, и именно на это жаловался Христос больше всего во время страданий. Бог предал Его в руки Его врагов; Он определенно решил, что Иисус должен быть распят и убит и поэтому не дал Ему никаких чувственных утешений. Но Христос стал грехом за нас, к тому же Он оказался под тяжестью гнева Отца и Его недовольства, направленного против греха. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению (Ис 53:10). Но и тогда Христос твердо продолжал относиться к Отцу как к Своему Богу, чью задачу Он сейчас выполнял, которому сейчас служил и вместе с которым вскоре должен быть прославлен.

II. Вследствие этого полученное ободрение (ст. 4−6). Хотя Бог не слышал и не помогал Ему, в то же время (1) Христос хорошо думал о Боге: «Но Ты, Святый; во все времена Ты был справедливым, верным и милостивым Богом. Хотя Ты не приходишь немедленно, чтобы облегчить страдания Своего народа, в то же время Ты любишь его, Ты верен завету с ним и не закрываешь глаза на злодеяние его преследователей (Авв 1:13). И так как Ты безгранично чист и прав, Тебе нравится служение Твоего верного народа. Ты живешь среди славословий Израиля. Тебе угодно являть Твою славу, благодать и особое присутствие со Своим народом во Святилище, куда они приходят со своей хвалой. Там Ты всегда готов принять их почитание, а о скинии Ты сказал: «Это покой Мой на веки». Это говорит о чудесном покровительстве Бога Своим верным поклонникам, о том, что хотя Он пребывает среди славословий ангелов, в то же время Ему приятно обитать среди славословий Израиля. Это может утешить и нас, когда мы жалуемся, что, хотя Бог на какое-то время, похоже, повернул к нам глухое ухо, тем не менее Ему так нравится хвала Его народа, что в нужное время Он даст им повод изменить их мелодию. Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его. Находясь в страданиях, наш Господь Иисус взирал на святость Бога, чтобы сохранить и возвысить ее честь и честь Его благодати, которая пребывала в славословии Израиля, несмотря на недостатки в его приношениях.

(2) Он утешается, вспоминая опыт святых прежних времен, когда они получали выгоду от веры и молитвы (ст. 5−6). «На Тебя уповали отцы наши… к Тебе взывали они, и были спасаемы; поэтому в должное время Ты избавишь меня, ибо никогда еще надеющийся на Тебя не постыдился своей надежды и никогда ищущие Тебя не искали напрасно. И сейчас Ты тот же для Своего народа, что и прежде. Они были нашими отцами, а народ Твой возлюбленный ради отцов» (Рим 11:28). Право наследования завета предназначено для поддержки потомства верных. Тот, кто был Богом наших отцов, должен принадлежать нам, а поэтому Он будет наш. Наш Господь Иисус в страданиях поддерживал Себя мыслью, что все отцы, которые были Его прообразом в страданиях, — Ной, Иосиф, Давид, Иона и др., — были в должное время избавлены и являлись прообразом Его превознесения. Поэтому Иисус знал, что не останется в стыде (Ис 50:7).

III. Его жалоба также говорит о другой скорби — о презрении и порицании людей. Эта жалоба, безусловно, является такой же горькой, как предыдущая жалоба о том, что Бог оставил его. Но как та касается благодатной души, так и эта — благородной души во всех ее составляющих (ст. 7−9). Наши отцы были почтены, и патриархи тех дней, первых или последних, явились великими мужами в глазах мира: Авраам, Моисей, Давид. Но Христос — червь, а не человек. То, что Он сошел с небес и стал человеком, было великим снисхождением, а также чудом в глазах ангелов. Так будет всегда. Но так как это действие переходило все границы и было слишком великим, Он стал червем, а не человеком. Он стал Адамом — смиренным мужем, Еносом — мужем скорбей, но не lo Ish — разумным человеком, ибо принял вид слуги и был обезображен паче всякого человека лик Его (Ис 52:14). Человек в наилучшем случае — червь, но Иисус стал червем, а не человеком. Если бы Он не сделал себя червем, то не смог бы позволить, чтобы по Нему топтались, как это было на самом деле. Это слово подчеркивает значение «червь», которое использовалось при окраске пурпурного или алого цветов, из чего некоторые делают ссылку на Его кровавые страдания. Посмотрите, как Его оскорбляли.

(1) Его называли плохим человеком, хулителем, нарушителем субботы, пьяницей, лжепророком, врагом Цезаря, сообщником повелителя бесов.

(2) Люди презирали Его как низкого презренного человека, не стоящего внимания; его страну — как страну с дурной репутацией; Его родственников — как бедных ремесленников; Его последователей — как безродных, не принадлежащих к фарисеям, а сборище.

(3) Над Ним смеялись как над глупцом, который обманывает не только других, но и себя. Те, кто видел Его распятым на кресте, смеялись над Ним. Они были настолько далеки от сострадания к Нему и не волновались о Нем, что тем самым добавляли Ему страданий своими оскорбительными жестами и выражениями, осуждающими Его за падение. Они строили Ему рожи, смеялись над Ним и Его страданиями. Они говорят устами, кивая головою: «Это тот, который уповал на Господа, — пусть избавит Его». Над Давидом иногда смеялись за то, что Он уповал на Господа, но в страданиях Христа это буквально и точно исполнилось. Те же самые жесты использовали те, кто ругал Иисуса (Мф 27:39). Они кивали головами, и их злоба заставила их забыть себя настолько, что они использовали те же самые слова (ст. 43): «Он уповал на Господа; пусть избавит его». Наш Господь Иисус, взяв на себя задачу возместить Богу за то бесчестие, которое мы причинили Ему своими грехами, совершил ее, подчинившись и став самым низким из возможных примеров унижения и бесчестья.

IV. Утешения, извлеченные из этого факта (ст. 10−11): «Люди пренебрегают Мною, но Ты извел меня из чрева». Давид и другие благочестивые мужи часто для нашего наставления ободряли себя мыслью, что Бог был не только Богом их отцов, как ранее (ст. 5), но Богом их младенчества, который в свое время начал заботиться о них, как только они появились; и поэтому они надеются, что Он никогда не изгонит их. Тот, кто так хорошо обращался с нами, когда мы были в беспомощном и бесполезном состоянии, не оставит нас, раз Он возвысил, воспитал нас и дал способности служить Ему. Обратите внимание на примеры заботы Бога о нас в раннем возрасте, выразившиеся в Его провидении.

(1) При рождении Он извел нас из чрева, в противном случае мы погибли бы или задохнулись. Время жизни каждого человека начинается с этого содержательного доказательства Божьего провидения, как и время в своем общем значении началось с сотворения — этого незыблемого доказательства Его бытия.

(2) Его провидение, давшее грудь матери: «Ты вложил в меня упование, то есть Ты сделал это для меня, обеспечив питанием и защищая от опасностей, которым я мог быть подвергнут, что ободряет меня надеяться на Тебя во все дни жизни моей». Благословения груди, венчая благословения чрева, являются залогом благословений для всей нашей жизни; безусловно, Тот, Кто питал нас в то время, никогда не даст нам умереть с голоду (Иов 3:12).

(3) При нашем раннем посвящении Ему: «На Тебя оставлен я от утробы», что, возможно, подразумевает его обрезание на восьмой день. В тот день его родители вручили его Господу, как своему Богу по завету, ибо обрезание было печатью завета, и это ободряло его уповать на Господа. Те люди имеют повод считать себя в безопасности, которые вскоре были торжественно собраны под крылья божественного величия.

(4) Весь опыт о божественной милости, проявленной к нам с момента рождения, демонстрирует непрекращающийся поток действий, которые нас обеспечивали и хранили. Ты — Бог мой, обеспечивающий меня и следящий, чтобы все было хорошо, от чрева матери моей, то есть с того момента, как я вступил в этот мир, и до нынешнего дня. И если с того момента, как мы можем разумно мыслить, мы начинаем уповать на Бога и вручаем Ему себя и наши пути, то не должны сомневаться в том, что Он всегда будет помнить о дружестве юности твоей, о любви твоей (Иер 2:2). Все это можно применить к нашему Господу Иисусу, за чьим воплощением и рождением божественное провидение наблюдало с особой заботой, когда Он родился в хлеву, был положен в ясли, сразу же испытал на себе ненависть Ирода и вынужден был бежать в Египет. Бог сказал: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос 11:1), и воспоминание об этом утешало Иисуса в Его страданиях. Люди порицали Его и пытались лишить упования на Бога, но Бог почтил Его и укрепил в Нем упование.

Стихи 12−22. В этих стихах представлены страдания Христа и Его молитвы, посредством чего нас направляют посмотреть на крест и на Бога, находящегося там.

I. Здесь описываются страдания Христа. Безусловно, Давид часто попадал в беду и был окружен врагами, но некоторые особенности, указанные здесь, никак нельзя привязать к Давиду, и поэтому они должны быть отнесены ко Христу, когда Он находился в самой низшей точке унижения.

1. Друзья оставили Его: скорбь и беда близка, а помощника, который поддержал бы меня, нет (ст. 12). Он топтал точило один, так как все ученики бросили Его и бежали. Бог считает честью помочь нам, когда все остальные бессильны помочь.

2. Христос окружен врагами, оскорбляющими Его. Они выше Его по положению, а по своей силе и ярости сравниваются с тельцами — тучные Вассанские тельцы (ст. 13). Они тучны и откормлены до отказа, они высокомерны и злобны — такими были первосвященники и старейшины, преследовавшие Христа. Другие же, ниже их по положению, сравниваются с псами (ст. 17), мерзкими и прожорливыми, которые неустанно преследуют Его. Это было собрание нечестивцев, замысливших заговор против Него (ст. 17), ибо первосвященники заседали, размышляя, каким образом и средствами можно схватить Христа. Таких врагов у Него было множество, и они были единодушны: «Многие люди, имеющие разные взгляды и интересы, такие, как Ирод и Пилат, объединились, чтобы преследовать Меня. Они далеко зашли в осуществлении своего заговора и, похоже, достигли своей цели, ибо они окружили меня (ст. 13,17). Они грозные и жуткие (ст. 14); они раскрыли на меня пасть свою, чтобы показать, что готовы сожрать меня; и все это совершается с такой силой и яростью, словно рыкающий лев набрасывается на свою добычу».

3. Христос распят. Описывается момент Его смерти, хотя он никогда не читается иудеями: они пронзили руки мои и ноги мои (ст. 17), которые были пригвождены к проклятому древу, и все тело было оставлено висящим, чтобы мучения и боль были особенно сильными. Нет другого такого отрывка во всем Ветхом Завете, который бы иудеи так же тщательно извратили, как этот, так как он является выдающимся пророчеством смерти Христа, которое было точно исполнено.

4. Здесь представлен Христос умирающий (ст. 15−16), умирающий в муках и страданиях, так как Он должен был принести удовлетворение за грех, который принес с собой боль и за который в противном случае нам пришлось бы испытывать постоянные муки. В этих стихах описывается (1) процесс умирания всего Его тела: «Я пролился, как вода; Я стал слаб, как вода; Я покорился власти смерти, лишив Свою человеческую природу всякой поддержки».

(2) Изменение в Его костях. Была проявлена забота о том, чтобы ни одна из Его костей не была переломлена (Ин 19:36), но они все выпали из суставов из-за того, что Его тело насильственно было растянуто на кресте, как на рамке. Или, возможно, подразумевается страх, охвативший Его во время мук смертных в Гефсиманском саду, где было положено начало Его сурового поражения и результатом которого, возможно, был тот факт (как иногда это бывает, когда страх вселяется в человека), что связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое (Дан 5:6). Его кости выпали из суставов, чтобы позже Он мог вновь объединить все сотворение, которое из-за греха распалось, и чтобы наши сокрушенные кости возрадовались.

(3) Таяние Его духов: «Сердце Мое сделалось, как воск»; оно растаяло, чтобы принять удары гнева Божьего, направленного против греха, который Иисус взял на себя, чтобы принести за него удовлетворение. Оно растворилось, как жизненные соки умирающего человека; и так как это было удовлетворением за жестокость наших сердец, то размышления об этом должны помочь нам смягчить их. Иов сказал о своих внутренних трудностях: «Бог расслабил сердце мое…» (Иов 23:16), см. Пс 57:3.

(4) Истощение Его природных сил: «Сила моя иссохла», так что Он стал похож на высохший, хрупкий черепок; Его жизненные соки были иссушены огнем божественного гнева, преследовавшим Его дух. Кто сможет выстоять перед гневом Божьим? Или кто знает силу его? Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

(5) Липкость рта — обычный симптом приближающейся смерти, и Иисус говорит: «Язык мой прильпнул к гортани моей»; то же самое произошло, когда Он был на кресте (Ин 19:28) и молчал, страдая; ибо как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих и не противился тому, что над Ним делали.

(6) Как Иисус испускает Свой Дух: «Ты свел меня к персти смертной, и Я уже готов погрузиться в могилу», ибо ничто другое не могло удовлетворить божественную справедливость. Это была расплата за жизнь грешника, и искуплением ее должна стать жизнь жертвы. Смертный приговор, обрушившийся на Адама, прозвучал так: «И возвратится прах в землю». И Иисус, имея в виду этот приговор и будучи послушен смерти, здесь использует подобное выражение: «Ты свел меня к персти смертной».

5. Он был обнажен. Позор обнаженности был немедленным последствием греха; и поэтому с нашего Господа Иисуса сорвали одежду, когда Он был распят, чтобы Он мог покрыть нас одеждой праведности и чтобы позор обнаженности не явился. Эти стихи говорят нам о том, (1) как выглядело Его тело, когда его обнажили: «Можно было бы перечесть все кости мои…» (ст. 18). Его благословенное тело было худощаво и истощено трудом, скорбью и постом на протяжении всего Его служения, и поэтому Он выглядел пятидесятилетним мужем, о чем мы читаем в Писании (Ин 8:57), в то время как Ему было лишь 33. Его морщины свидетельствовали о том, что тогда Его трудно было назвать человеком, который любит поесть и выпить. Его кости можно было пересчитать, потому что тело было растянуто на кресте, и поэтому Его ребра выделялись. «Они смотрят и делают из меня зрелище», смотрят на мои кости, деформированные и не имеющие на себе плоти, которая могла бы прикрыть их; как говорит Иов: «…восстает на меня изможденность моя, в лицо укоряет меня» (Иов 16:8). Или эти слова можно понять так: «Стоящие и проходящие мимо удивлены, увидев мои торчащие кости; но вместо того, чтобы посочувствовать Мне, они радуются, видя это жалкое зрелище».

(2) Что они делали с сорванной с Него одеждой (ст. 19): они делят ризы мои между собою (каждому солдату по кусочку), и об одежде моей, сшитой из целого куска, бросают жребий. Каждая деталь этого пророчества была точно исполнена (Ин 19:23−24). И хотя это не было великим примером страданий Христа, в то же время это великий пример исполнения Писания в Нем. Так написано, и поэтому так надлежало пострадать Христу. Пусть же это утвердит нашу веру в Него, как в истинного Мессию, и зажжет нашу любовь к Нему как к наилучшему другу, который возлюбил нас и вынес все эти страдания за нас.

II. Здесь приведена молитва Христа, которая поддерживает Его, когда Он оказался под тяжестью страданий. Иисус, находясь в смертных муках, ревностно молился, чтобы эта чаша миновала Его. Когда князь этого мира, со всеми своими ужасами, раскрыл на Него пасть свою, как рыкающий лев, Он пал на землю и молился. И прообразом этого является данная молитва. Он называет Бога своей силой (ст. 20). Когда мы не можем возрадоваться в Боге своей песней, то давайте утверждаться на Нем, как на нашей силе, и принимать утешение от духовной поддержки, когда не можем иметь духовных наслаждений. Он молится, (1) чтобы Бог был с ним и не удалялся от него: «Но Ты, Господи, не удаляйся от меня» (ст. 12), и вновь (ст. 20): «Кто бы ни удалился от меня, лишь бы это был не Ты». Близость беды должна побуждать нас приблизиться к Богу, и тогда мы можем надеяться, что Он приблизится к нам.

(2) Чтобы Бог помог Ему и поторопился; чтобы Господь пронес Его через трудности, чтобы Он не пал и не отчаялся, чтобы Он не уклонился от Своего поручения и не погиб, исполняя его. И Он услышан был за Свое благоговение (Евр 5:7), и Бог дал Ему сил совершить Свое дело.

(3) Чтобы Бог избавил и спас Его (ст. 21−22).

[1] Обратите внимание, чем является тот драгоценный камень, о котором Он заботится: «О безопасности своей души, о своей возлюбленной, чтобы она была искуплена от власти преисподней (Пс 48:15). Отец, в Твои руки я вверяю ее, чтобы Ты благополучно привел ее в рай». Здесь псалмопевец называет свою душу своей возлюбленной, своей единственной: «Душа моя, ты моя единственная. У меня есть лишь одна душа, о которой я забочусь, и поэтому тем более позорно будет, если я пренебрегу ею, и тем большей будет потеря, если я позволю ей погибнуть. Так как она у меня одна, то она — моя возлюбленная, о вечном благополучии которой я должен сильно беспокоиться. Я не обращаюсь со своей душой, как с возлюбленной, если не забочусь, чтобы оградить ее от всего, что может ранить ее, и не беспокоюсь, чтобы у нее было все необходимое».

[2] Обратите внимание, от какой опасности Он просит себя избавить: от меча, пламенеющего меча божественного гнева, который вращается. Этого Он боится более всего (Быт 3:24). Гнев Божий был полынью и желчью в той горькой чаше, поданной Ему в руки. «О, избавь Мою душу от этого. Господь, даже если Я потеряю Свою жизнь, не допусти, чтобы Я потерял Твою любовь. Спаси от псов одинокую мою; спаси меня от пасти льва». Похоже, здесь подразумевается сатана, этот старый враг, который жалил в пяту семя жены; князь этого мира, с которым у Него была смертельная схватка и чей приход Он видел (Ин 14:30). «Господи, спаси меня, чтобы эти ужасы не одолели меня». Он просит: «Ты раньше слышал меня от рогов единорога»15 , то есть «Ты спас меня от него и ответил на мою молитву». Это может быть ссылкой на победу Христа, одержанную над сатаной и его искушениями (Мф 4 гл.), когда дьявол отошел от Него на время (Лк 4:13), но теперь вернулся в другом образе, чтобы атаковать Его своими ужасами. «Господь, тогда Ты даровал мне победу, дай мне ее сейчас, чтобы Я мог разрушить силы и власти и изгнать князя мира сего». Избавил ли Бог нас от рогов единорога, чтобы он не поднимал нас? Пусть это ободрит нас и даст надежду, что мы будем избавлены от пасти льва и он не разорвет нас. Тот, Кто избавлял раньше, избавляет сейчас и будет избавлять. Безусловно, Отец ответил на эту молитву Христа, так как всегда слышал Его. И хотя Он не избавил Иисуса от смерти, но в то же время не допустил, чтобы Тот увидел тление, а на третий день воскресил Его от смертного праха, что было большим примером Божьего благоволения к Нему, чем если бы Он помог Христу сойти с креста, ибо это воспрепятствовало бы выполнению Его задачи, венцом которой было Его воскресение.

Воспевая эти стихи, мы должны размышлять о страданиях и воскресении Христа, пока собственными душами не ощутим силу Его воскресения и общность Его страданий.

Стихи 23−32. Тот, Кто начал этот псалом с жалобы и был никем другим, как Христом в уничижении, заканчивает его ликованием и не может быть кем-либо иным, кроме Христа в возвеличении. Так же, как первые слова его жалобы повторились Христом, когда Он был на кресте, так и первые слова ликования безошибочно свидетельствуют о Нем (Евр 2:12) и являются Его собственными словами: «Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя». Определенное видение радости, которое открылось Христу, не только удовлетворительно ответило на Его молитвы, но и превратило жалобы в хвалу; Он смотрел на страдания души Своей и был удовлетворен, о чем свидетельствуют слова ликования, которые Он выдохнул в последний час: «Свершилось». Здесь говорится о пяти фактах, видение которых дало удовлетворение и ликование Христу во время страданий:

I. Он будет иметь собрание (Церковь) в этом мире, и те, которые были даны Ему от вечности, при полноте времени соберутся к Нему. Это подразумевает, что Он узрит потомство долговечное (Ис 53:10). Ему нравилось думать о том, что (1) благодаря возвещению Божьего имени и проповеди вечного Евангелия во всей его простоте и чистоте многие будут действенным образом призваны к Нему и через Него — к Богу. И для этого служители должны быть заняты тем, чтобы возвещать об этой доктрине по всему миру и сами должны стать посланниками и Его гласом, чтобы их служение считалось Его служением, их слова — Его словами; и через них Он будет возвещать Божье имя.

(2) Призванные подобным образом вступят в очень близкие отношения с Ним, как братья; ибо Он не только не стыдится, но Ему очень нравится так называть их, не только верующих евреев, своих земляков, но и тех язычников, которые стали Его сонаследниками и принадлежат тому же телу (Евр 2:11). Христос — наш старший брат, который заботится о нас, обеспечивает нас, ожидает, что мы будем стремиться к Нему и к тому, чтобы Он правил нами.

(3) Эти братья объединятся в собрание — великое собрание, всемирную Церковь; что название этой семьи будет происходить от Него, и в ней все рассеянные чада Божьи соберутся воедино (Ин 11:52; Еф 1:10); что они также объединятся в небольшие собрания — члены этого великого тела — многие религиозные общины для поклонения Богу, в которых проявится лицо христианства и в которых Его интересы получат поддержку и продвижение.

(4) Они будут считаться семенем Иакова и Израиля (ст. 24); на них, язычников, также распространятся благословения Авраама (Гал 3:14); им сможет принадлежать усыновление, слава, завет и служение Богу в той же степени, как когда-то они принадлежали Израилю по плоти (Рим 9:4; Евр 8:10). Евангельская Церковь названа Израилем Божьим (Гал 6:16).

II. В Нем (в Иисусе) Церковь в высшей степени почтит и прославит Бога. Именно славе Божьей Он хотел послужить (Ин 17:4), выполняя Свое дело (особенно в Своих страданиях), к которому Он приступил с торжественной просьбой: «Отче! прославь имя Твое!» (Ин 12:27−28). Христос с наслаждением предвидит, (1) что Бог будет прославлен Церковью, собранной для Него и призванной, чтобы быть Богу славой и хвалой. Христос через своих служителей, как через уста Господа, возвестит Божье имя Своим братьям и через них, как через уста собрания, имя Божье прославится. Все боящиеся Господа будут восхвалять Его (ст. 24), каждый Израильтянин (см. Пс 117:2−4; Пс 114:19−20). Основное дело христиан, особенно во время их торжественных религиозных собраний, — славить и хвалить Бога со святым благоговением перед Его величием; и поэтому тот, кто призван хвалить Бога, призван бояться Его.

(2) Что Бог будет прославлен в Искупителе и Его подвиге. И поэтому Писание говорит, что Христос хвалит Бога в Церкви не только потому, что Он Глава собраний, где Бог прославляется, и Посредник всей хвалы, которая возносится к Богу, а потому что Он — сущность хвалы Церкви (см. Еф 3:21). Наша хвала должна сконцентрироваться на искуплении, и основным поводом для нашего благодарения должен быть тот факт:

[1] что, выполняя Свою задачу, Христос принадлежал Своему Отцу, несмотря на то что иногда Отец оставлял Его (ст. 25); ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего (т.е. страдающего Искупителя), а милостиво принял Его страдания, как полное удовлетворение за грех, полезные размышления о которых являются основанием дара вечной жизни для всех верующих. Хотя жертва была принесена за нас, бедных грешников, Бог не презрел и не пренебрег Тем, Кто принес ее ради нас; Господь не отвернул Своего лица от Того, Кто принес ее, как Саул гневался на своего сына из-за того, что тот ходатайствовал за Давида, которого царь считал своим врагом. А когда Христос возопил к Нему, когда Его Кровь возопила, умоляя мира и прощения для нас, тогда Бог услышал Его. И этот факт, являясь сущностью нашего ликования, должен быть сущностью нашего благодарения. Если кто-то считает, что его молитвы не слышны и ими пренебрегают, но продолжает молиться и ждать, увидит, что он искал не напрасно.

[2] Он сам пройдет этот путь и совершит Свое дело. Христос говорит: «Воздам обеты мои» (ст. 26). Так как в результате искупления многие сыны придут к славе, Он совершит это дело и не потеряет ни одного.

III. Все смиренные и благодатные души обретут в Нем полное удовлетворение и блаженство (ст. 27). В страданиях Господа Иисуса утешало сознание того, что в Нем и через Него все истинные верующие будут иметь вечное утешение.

(1) Нищие духом станут богаты благословениями, духовными благословениями; голодные наполнятся благами. Приняв жертву Христа, святые по закону о приношении мирной жертвы будут иметь пиршество из этой жертвы и таким образом будут вкушать от алтаря: «Да едят бедные и насыщаются; пусть они едят хлеб жизни, пусть с аппетитом насыщаются доктриной размышлений Христовых о том, что является пищей и питием для души, знающей свою природу и положение. Жаждущие праведности во Христе будут иметь все желаемое, чтобы удовлетворить себя и облегчить свою жизнь; они не будут трудиться, как раньше, ради того, что не насыщает.

(2) Те, которые много молятся, будут много благодарить: «Да восхвалят Господа ищущие Его», так как они уверены, что через Христа найдут Его, а имея эту надежду, будут иметь повод восхвалять Его, пока еще ищут Его. И чем больше они будут искать Его, тем больше их сердца исполнятся хвалы, когда найдут Его.

(3) Те души, которые посвящены Ему, на веки будут счастливы с Ним: «Да живут сердца ваши во веки! Вы, которые слабы, которые насыщены во Христе, которые продолжают искать Бога! Что бы ни случилось с вашими телами, ваши сердца будут жить во веки. Благодати и утешения, которые вы имеете, усовершенствуются в вечной жизни. Иисус сказал: «Ибо Я живу, и вы будете жить (Ин 14:19); и поэтому эта жизнь, несомненно, будет такой же долгой, как и Моя».

IV. Церковь Христа, а вместе с ней и царство Бога среди людей должны расшириться до самых крайних уголков земли и включать представителей всех народов.

1. Оно будет огромным (ст. 28−29), и, несмотря на то что в течение долгого времени лишь евреи были народом, исповедующим Бога, сейчас со всех концов мира люди придут в Церковь, разделяющая стена падет и язычники вступят в него. Здесь пророчествуется, что (1) они обратятся: они вспомнят и обратятся к Господу. Обратите внимание, серьезные размышления — это первый шаг, хороший шаг к истинному обращению. Мы должны задуматься и обратиться. Блудный сын вначале пришел в себя, а затем — к своему отцу.

(2) Тогда они будут допущены к общению с Богом и собраниям, которые служат Ему. Они поклонятся пред Тобою, и на всяком месте будут приносить фимиам Богу (Мал 1:11; Ис 66:23). Обратившиеся к Богу будут сознательно поклоняться Ему. Это является причиной того, почему все племена и народы будут поклоняться Богу (ст. 29), ибо Господне есть царство — Его и только Его; Ему принадлежит всемирная монархия.

[1] Царство природы принадлежит Господу Иегове, Его провидение правит среди народов, и поэтому мы обязаны поклоняться Ему. Поэтому предназначение христианской религии заключается в том, чтобы оживить естественную религиозность, ее принципы и законы. Христос умер, чтобы привести нас к Богу, который сотворил нас и против которого мы восстали, и вернуть нас к нашей естественной верноподданности.

[2] Царство благодати принадлежит Господу Христу, и Он, как наш Посредник, назначен, чтобы управлять народами и быть Главой всего в Церкви. Поэтому пусть всякие уста исповедуют, что Он есть Господь.

2. Это царство должно включать представителей разных сословий (ст. 30). Благородные и безродные, бедные и богатые, рабы и свободные люди — все встретятся во Христе.

(1) Христа почтят многие из великих. Все тучные земли, которые живут в роскоши и обладают властью, будут есть и поклоняться. Даже те, которые питались изысканно, наевшись, благословят Господа, их Бога, за изобилие и процветание.

(2) Бедные, нисходящие в персть, которые сидят во прахе (Пс 112:7) и не могущие сохранить жизни своей, тоже получат Евангелие: они преклонятся пред Ним, перед Господом Иисусом, который посчитал для Себя честью быть Царем бедных людей (Пс 71:12) и чья защита особым образом привлекла их верноподданство. Или, в общем, эти слова можно понять как высказывание об умирающем человеке: то ли бедном, то ли богатом. Тогда обратите внимание на наше положение: мы собираемся низойти до персти земной, к которой приговорены и где вскоре должны были обрести свое ложе. Мы не можем ни сохранить живыми свои собственные души, ни хранить долго свою природную жизнь, ни быть творцами своей собственной духовной и вечной жизни. Поэтому наше великое стремление, как и наш долг, — преклониться перед Господом Иисусом, вручить себя Ему и стать Его подчиненными и поклонниками. Ибо это наш единственный путь и наш верный путь сохранить свое счастье, когда мы нисходим к персти. Поэтому, видя, что мы не можем сохранить живыми наши собственные души, мы поступим мудро, если своей послушной верой вручим их Иисусу Христу, который способен спасти их и поддерживать живыми во веки.

V. Церковь Христа, а вместе с ней и Царство Бога среди людей должны продолжаться до конца на протяжении всех времен. Человечество поддерживается сменой поколений, поэтому всегда присутствует уходящее поколение и вступающее. А Христос получит почести как от тех, кто уходит и оставляет этот мир (как говорит ст. 30: «Преклонятся пред Ним все нисходящие в персть», а хорошо умереть поклоняющимся Христу, так как блаженны мертвые, умирающие в Господе), так и от тех, которые приходят в этот мир (ст. 31). Обратите внимание (1) на их отношение ко Христу: потомство будет служить Ему; оно будет продолжать поклоняться Ему, исповедовать Его и быть послушным Ему как своему учителю и Господу. Отметьте, что Бог будет иметь Церковь в этом мире до конца времен; а для того чтобы было так, будет сохранена преемственность из поколения в поколение исповедующих христиан и служителей Евангелия. Потомство будет служить Ему; будет сохранен остаток, которому будет вручено служение Богу и которому Господь дарует благодать служить Ему. Возможно, это не будут потомки тех же людей, ибо благодать не передается через кровь, и поэтому он не говорит «их потомство», а просто «потомство»; возможно, их будет немного, но в то же время достаточно, чтобы сохранить порядок наследования.

(2) Христос признает их. Это потомство будет называться Господним вовек; для них Он будет тот же, что и для тех, кто поклонялся Ему; Его милость к Своим друзьям не умрет с ними, а повлечет Его к их наследникам и преемникам. Вместо отцов будут дети, которых все признают, что они семя, благословенное Господом (Ис 61:9; 65:23). Бог будет в милости хранить поколение праведных как Свое богатство и Своих детей.

(3) Их действия по отношению к Нему (ст. 32): они придут, восстанут в свой день не только для того чтобы продолжить добродетель уходящего поколения и совершить работу своего собственного поколения, а чтобы послужить для славы Христа и благополучия приходящего поколения. Они передадут Евангелие Христа (этот священный залог) в чистоте и цельности даже тому поколению, которое родится позже; и им они возвестят:

[1] Что есть вечная праведность, которую принес Иисус Христос. Эта праведность принадлежит Ему, а не кому-либо другому; и они объявят ее основанием для всех наших надежд и источником всей нашей радости (Рим 1:16−17).

[2] Что работа нашего искупления через Христа — это от Господа (Пс 117:23), а не наше изобретение. Мы должны возвещать своим детям, что это совершил Бог; в этой тайне явилась Его мудрость; и это совершила Его рука.

Воспевая эти стихи, мы должны ликовать в имени Христа, самом превознесенном имени; мы должны почитать Его, радоваться, когда другие почитают Его, и быть уверенными в том, что на земле будут люди, прославляющие Его, когда мы будем славить Его на небесах.

толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 21

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.