Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


2-я Паралипоменон | 17 глава

Толкование Мэтью Генри


Данная глава начинает рассказ о жизни и царствовании Иосафата, который считался одним из трех самых достойных царей и одним из наилучших правителей Иудеи с тех пор, как голова Давида покоилась. Он был благочестивым сыном благочестивого отца, и поэтому в данной ситуации можно сказать, что благодать передалась с кровью, более того, с царской кровью. Блажен сын, имевший такого отца, который заложил доброе основание в нем и для него. Блажен отец, имевший такого сына, который построил стены на этом основании! Блаженно царство, которое было благословлено такими двумя царями и двумя такими царствованиями, следовавшими друг за другом! Данная глава описывает:

(I) Его восхождение и утверждение на престоле (ст. 1−2,5).

(II) Его личное благочестие (ст. 3−4,6).

(III) Принятый им курс для укрепления религии в царстве (ст. 7−9).

(IV) Его сильный авторитет в соседних государствах (ст. 10−11).

(V) Великое могущество его царства, которое выражалось в многочисленных гарнизонах и действующих войсках (ст. 12−19). Так процветание было его наградой за благочестие, ставшее самой яркой благодатью и украшением его процветания.

Стихи 1−9. О Иосафате в данных стихах написано:

I. Каким мудрым человеком он был. Как только взошел на престол, укрепился он против Израильтян (ст. 1). В то время на престоле Израиля уже в течение трех лет находился воинственный царь Ахав. Энергичное начало его царствования совпало с угасающим заключительным периодом правления Асы. Возможно, не так давно царство Израиля начало делать успехи по сравнению с Иудеей и стало для нее грозным противником; и первое, что должен был со своей стороны сделать Иосафат, обуздать возрастающее величие царства Израиля. Он делал это эффективно и без кровопролития, и очень скоро Ахав начал искать его расположения и оказался более опасным в качестве друга, чем в качестве врага. Иосафат укреплялся не для наступательных действий против Израиля, а для сохранения своих владений. Он укреплял принадлежавшие ему города Ефремовы, находившиеся на границах, и располагал там более многочисленные гарнизоны, чем раньше (ст. 2). Он усиливал себя не так, как его отец: союзом с царем сирийским, а с помощью честных и открытых методов, за что мог ожидать благословений от Бога, на которые уповал.

II. Каким благочестивым человеком он был. В данных стихах ему дается превосходная характеристика.

1. Он ходил первыми путями Давида, отца своего. В определении характера царей за стандарт брались пути Давида (как, например, в 3Цар 15:3,11; 4Цар 14:3; 16:2; 18:3). Но здесь также подчеркивается отличие между его первыми и последними путями, ибо последние пути не были такими благочестивыми, как первые. Первые пути, которыми он ходил до того, как безрассудно поступил с Урией (что позднее упоминается как пятно на его репутации, 3Цар 15:5), были благочестивыми; и хотя он благополучно оправился после этого падения, тем не менее, возможно, на протяжении всей жизни ему так и не удалось полностью восстановить свою духовную силу и утерянное из-за этого утешение. Иосафат следовал за Давидом, пока тот следовал за Богом, но не дальше. Подобным образом и Павел ограничивает нас в подражании ему: «Будьте подражателями мне, как я Христу (пока я подражаю Христу)» (1Кор 11:1). У многих благочестивых людей были свои первые пути наилучшие пути, первая любовь самая сильная любовь; и всякий раз, когда нам предлагают следовать примеру, мы должны выделить для подражания лишь то, что было наилучшим. Но мы также допускаем другое чтение данного стиха: «Он ходил путями Давида, отца своего, чьи пути были первыми, то есть древними». В качестве примера для подражания он берет первые времена царской семьи самые чистые времена, до того, как в нее вкралась порочность последних царствований. (См. Иер 6:16). Септуагинта пропускает имя Давида и относит эти стихи к Асе: «Он ходил первыми путями отца своего и не повторял его ошибок, совершенных в последний период царствования». Очень хорошо быть осторожным, следуя за наилучшими людьми, чтобы не оступиться по их примеру.

2. Он не взыскал Ваалов, но взыскал он Бога отца своего (ст. 3−4). Каждый из соседних народов имел своего Ваала: один народ одного, другой другого, но Иосафат гнушался всех их и не желал иметь ничего общего с ними. Он поклонялся только Господу Богу отца своего, молился и вопрошал только Его; и то и другое подразумевает поиск Бога.

3. Он поступал по заповедям Бога: не только поклонялся истинному Богу, но поклонялся согласно Его постановлениям, а не по деяниям Израильтян (ст. 4). Хотя царь Израиля был его соседом и союзником, но он не желал познавать его путь. Какие бы совместные дела в государственных вопросах ни связывали их, Иосафат не общался с ним и не желал идти на уступки ему в религии. В этом вопросе он твердо держался правила.

4. И возвысилось сердце его на путях Господних (ст. 6), или и возвысил он сердце свое. Он всем сердцем отдался своему делу, и его сердце возвысилось, то есть, совершая свое дело, он искренно желал угодить Богу. К Тебе, Господи, возношу душу мою. Его сердце расширялось, когда он делал хорошее дело (Пс 118:32). Он никогда не думал, что уже сделал достаточно для Бога, был энергичен и ревностен в своей религии, пламенел духом, служа Господу с радостью и удовольствием. Он приступил к своему делу со рвением, как Иаков, который, увидев Бога в видении в Вефили, встал и пошел (Быт 29:1), как написано на полях. Он был дерзок и решителен на путях Господних и смело шел по ним. Его сердце возносилось выше размышлений о трудностях, с которыми он сталкивался на пути своего долга; он легко преодолевал их и не боялся ветра и облаков, когда нужно было сеять и жать (Еккл 11:4). Так давайте ходить в том же духе.

III. Каким полезным человеком он был: не только благочестивым мужем, но и хорошим царем. Он не только был благочестивым сам по себе, но и совершил много добрых дел для своего поколения.

1. Он изгнал лжеучителей (так называли истуканов, Авв 2:18), отменил высоты и дубравы (ст. 6): места, где поклонялись идолам; хотя высоты, где поклонялись истинному Богу, не были отменены (2Пар 20:33). Было упразднено только идолопоклонство. Ничто не развращало народ больше, чем рощи или истуканы идолопоклонников, которые он отменил.

2. Он послал учителей истины. Исследовав, в каком состоянии пребывает религия в его царстве, он увидел, что народ в своем большинстве абсолютно невежествен: они не знали, что делали злое. Даже во время последнего благочестивого царствования мало внимания уделялось наставлению людей и объяснению, в чем заключается их долг. Поэтому Иосафат решил начать дело с правильного конца и обращаться с ними как с разумными тварями; он не хотел вести их вслепую и навязывать реформацию, а желал, чтобы их хорошо научили, зная, что таким образом они исцелятся. В этом добром деле он задействовал:

(1) Своих князей. Он послал представителей своего окружения, чтобы учили по городам Иудиным народ (ст. 7), и велел, чтобы, отправляя правосудие, они не только наказывали людей, когда те поступали неправильно, но и учили их поступать хорошо и объясняли, для чего они это делают: дабы люди были проинформированы о различии между добром и злом. Князья и судьи как представители власти имели прекрасную возможность научить людей их долгу перед Богом и человеком; и это не выходило за пределы сферы их деятельности, так как законы Божьи следует рассматривать как законы земли.

(2) Вместе с ними отправились левиты и священники и учили в Иудее, имея с собою книгу закона Господня (ст. 8−9). Они были учителями по своему призванию (Втор 33:10). Учение было частью служения, за которое они получали содержание. Помимо этого у них было мало работы. Но, похоже, они пренебрегали им, возможно, делая вид, что не могут собрать людей, чтобы те слушали их. «Хорошо, сказал Иосафат, тогда вы пойдете вместе с князьями, и те своей властью обяжут людей приходить и слушать вас; и в таком случае, если они не будут хорошо наставлены, это будет ваша ошибка». Сколько хороших дел можно было сделать, если бы Моисей и Аарон шли рука об руку подобным образом: когда князья, обладающие властью, и левиты со священниками, знающие Писание, согласились учить народ доброму познанию о Боге и их долге! Эти странствующие судьи и проповедники вместе были инструментами, несшими свет в города Иудеи. Но также сказано, что они имели с собою книгу закона Господня: [1] для собственного назидания, чтобы оттуда черпать все наставления, которые они должны были передать людям, а не учить учениям и заповедям человеческим. [2] Для обличения народа: чтобы люди увидели, что они имеют предписание от Бога говорить и передавать им лишь то, что приняли от Господа. Отметьте: когда служители отправляются учить людей, то должны взять с собой Библию.

IV. Каким счастливым человеком он был.

1. Он был счастлив, пребывая в благоволении Бога, который поразительным образом признал и благословил его: «И был Господь с Иосафатом» (ст. 3); слово Господа было его советчиком (гласит халдейский парафраз); утвердил Господь царство в его руке (ст. 5). Тот стоит твердо, с кем рядом присутствует Бог. Если благоволение Господа Бога нашего на нас, то это утвердит дело рук наших и утвердит нас в непорочности.

2. Он был счастлив, потому что народ любил его (ст. 5): «Давали все Иудеи дары Иосафату в знак благодарности за оказанную милость и посланных проповедников». Чем больше возможностей имеют люди познать истинную религию, тем более сознательными и преданными они будут. Правительство, осуществляя цель, ради которой было поставлено, получит поддержку. Результатом благоволения со стороны Бога и его подданных было то, что Иосафат имел много богатства и славы. Хотя немногие верят, но не подлежащей сомнению является истина, гласящая, что религия и благочестие являются наилучшими друзьями внешнего процветания. И, обратите внимание, это происходит сразу же: «Возвысилось сердце его на путях Господних». Изобилие богатства и славы для многих оказываются помехой и препятствием на путях Господних; они порождают гордость, самонадеянность и любовь к чувственным наслаждениям; но совсем противоположно они воздействовали на Иосафата: изобилие стало елеем для колес его послушания: чем больше он имел богатства в этом мире, тем больше его сердце возвышалось на путях Господних.

Стихи 10−19. Данные стихи продолжают описывать великое процветание царства Иудеи во времена Иосафата.

I. Он оказывал сильное влияние на соседних правителей и их народы. Хотя, возможно, он не был таким великим воином, как Давид (благодаря чему мог бы вызывать в них страх), не был таким большим ученым, как Соломон (благодаря чему его могли считать великим пророком), тем не менее был страх Господень на всех них (то есть так Бог воздействовал и руководил их духом), так что все они благоговели перед ним (ст. 10).

1. Никто из них не воевал с Иосафатом. Милостивое Божье провидение распорядилось таким образом, что, пока князья и священники наставляли и реформировали страну, никто из соседей не тревожил его и не отвлекал от этого благочестивого дела. Подобным образом, когда Иаков со своими сыновьями пошли поклониться Богу в Вефиле, ужас от Господа напал на соседние города и они не преследовали сынов Иаковлевых (Быт 35:5; см. Исх 34:24).

2. Многие из них принесли дары (ст. 11), чтобы заручиться его дружбой. Возможно, Аса обязал их платить эту дань, став владельцем городов филистимских и шатров арабских (2Пар 14:14−15). Аравитяне пригнали ему 7700 овнов и столько же козлов, которых сопровождало, скорее всего, пропорциональное количество овец, ягнят, коз и козлят.

II. В городах иудейских хранился значительный запас продовольствия. Он снес старые амбары и построил более просторные (ст. 12): крепости и города для запасов, где можно было хранить оружие и продукты. Он был деловым человеком и во всех своих мероприятиях действовал ради блага государства: старался сохранить мир или готовился к войне.

III. В армии царил порядок. Ее состав не изменялся с тех пор, как ее организовал Давид. Она включала пять военачальников, которые здесь перечислены вместе с офицерами, находившимися непосредственно в их подчинении. Это были начальники, обученные воевать, и каждый из них был ответственным за свой район. Трое служили в Иудее и двое в Вениамине. Об одном из них, Амасии, сказано, что он добровольно посвятил себя Господу (ст. 16): не только царю, чтобы служить ему на этом ответственном посту, но и Господу, чтобы прославить Его в своем служении. Он был самым известным из них благодаря своей религиозности и вступил на эту должность не ради славы, власти или выгоды, а чтобы исполнить свой долг перед Богом и послужить стране. В то время великие военачальники часто приносили свою добычу Господу (1Пар 26:26), но этот благочестивый муж вначале принес себя Господу, а затем то, что посвятил Ему. Под командованием пяти военачальников находилось 1160000 воинов огромная армия для сравнительно небольшого пространства земли, занятого Иудой и Вениамином, которую необходимо было обмундировать и содержать. Авия смог вывести на поле боя всего 400000 воинов (2Пар 13:3), Аса менее 600000 воинов (2Пар 14:8), а Иосафат имел в своем распоряжении почти 1200000 воинов. Но следует учесть, (1) что Бог пообещал сделать потомство Авраама многочисленным, как песок морской.

(2) Что этому способствовал длительный мир.

(3) И мы можем предположить, что город Иерусалим значительно увеличился.

(4) Что к нему перешли многие граждане Израиля (2Пар 15:19), которые умножили численность населения.

(5) Бог особым образом благословлял Иосафата, и поэтому он был весьма успешен во всех своих делах. Можно предположить, что части армии были рассеяны по всей стране и каждый человек в основном находился на собственном содержании; тем не менее армии часто собирались для смотра и тренировок и были готовы выступить по первому требованию. Военачальники ожидали приказа царя (ст. 19) так же, как офицеры его двора, советники и министры государства. И наконец, обратите внимание: не грозная армия поразила соседние народы ужасом, который удержал их от попыток выступить против Израиля или обязал платить дань, а страх Божий, напавший на них, когда Иосафат реформировал страну и учредил в ней служение проповеди (ст. 10). Постановления Бога обладают большей силой, чем военная мощь государства, и они могут защитить его; мужи Божьи обладают большей силой, чем мужи войны.

толкование Мэтью Генри на вторую книгу Паралипоменон, 17 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.