Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


4-я Царств | 19 глава

Толкование Мэтью Генри


В предыдущей главе мы читали, что Иерусалим постигло великое бедствие: он был обложен осадой, атакован, подвергнут угрозам, напуган и приготовился быть поглощенным ассирийской армией. Но в данной главе мы читаем о его славном спасении, но не благодаря мечу или луку, а благодаря молитве, пророчеству и руке ангела.

I. Езекия, озабоченный сложившимся положением, послал за Исайей, чтобы тот помолился (ст. 1−5), и получил от него положительный ответ (ст. 6−7).

II. Сеннахирим послал Езекии письмо, чтобы напугать и склонить его сдаться (ст. 8−13).

III. В связи с этим Езекия вознес торжественную молитву и отдал дело Богу, праведному Судье, попросив Его о помощи (ст. 14−19).

IV. Бог через Исайю передал ему весьма утешительное послание, заверяя его в спасении (ст. 20−34).

V. Армия ассирийцев была истреблена ангелом, а сам Сеннахирим убит собственными сыновьями (ст. 35−37). Так Бог прославил себя и спас Свой народ.

Стихи 1−7. Содержание речи Рабсака было пересказано Езекии, и можно было ожидать (скорее всего, этого ожидал и Рабсак), что он созовет военный совет, на котором будет обсуждаться, стоит капитулировать или нет. Перед осадой он созвал совет с князьями своими и с военными людьми (2Пар 32:3), но теперь не собирался этого делать; больше всего его утешало то, что у него есть Бог, к Которому можно обратиться, и здесь описывается, что произошло между ним и его Богом.

I. Езекия сильно переживал из-за бесчестия, оказанного Богу хулой Рабсака. Хотя это было пересказано устами других людей, но когда он услышал это, то разодрал одежды и покрылся вретищем (ст. 1). Так обычно поступали благочестивые люди, когда им приходилось слышать, как бесчестят имя Бога; и великие люди не должны считать для себя унижением выражать сочувствие оскорбленной чести великого Бога. Царская одежда не может быть слишком ценной, чтобы ее нельзя было разорвать, равно как и царская плоть слишком нежной, чтобы облечь ее во вретище в знак смирения за оскорбление, нанесенное Богу, за опасности и ужасы, которым подвергся Иерусалим. В то время Бог призывал к этому и был недоволен теми, кто подобным образом не страдал (Ис 22:12−14): «Вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец, хотя это день смятения и попрания в долине видения (ст. 5)»; эти слова ссылаются на данное событие. Царь оделся во вретище, но многие подданные ходили в удобной одежде.

II. Он пошел в дом Господень по примеру псалмопевца, который скорбел, видя гордость и процветание нечестивцев, пока не вошел во святилище Божие и уразумел конец их (Пс 72:17). Он пошел в дом Господень, чтобы после своих переживаний поразмышлять и помолиться и привести свой дух в степенное и спокойное состояние. Он не задумывался о том, какой ответ дать Рабсаку, а обратился с этим вопросом к Богу. «Ты ответишь, Господи, за меня» (Герберт). В доме Господнем он обрел место покоя, прибежище, сокровищницу и палату советов все, что ему нужно, он нашел в Боге. Отметьте: когда враги Церкви становятся особенно дерзкими и грозными, то друзья Церкви поступят мудро и исполнят свой долг, если обратятся к Богу, воззовут к Нему и предоставят Ему свое дело.

III. Он послал за пророком Исайей почетных посланников в знак уважения к нему и попросил его молиться (ст. 2−4). Елиаким и Севна были в группе представителей, слышавших слова Рабсака и, описав ситуацию, могли лучше других ознакомить и воздействовать на Исайю. Обязанность старейшин и священников молиться за народ во времена бедствий (Иоиль 2:17), но им нужны были молитвы Исайи, так как он молился лучше и имел лучшее влияние на небесах. Посланники должны были пойти во вретищах, ибо представляли царя, который так был одет.

1. Их поручение к Исайи звучало так: «Принеси же молитву об оставшихся», то есть об Иуде, который теперь, когда десять колен увели в плен, представлял собой остаток, и об Иерусалиме, который теперь, когда укрепленные города Иудеи были захвачены, тоже стал остатком. Отметьте:

(1) Оказавшись в беде, мы должны желать (и это было бы хорошо), чтобы наши друзья молились о нас. И когда просим, чтобы они молились о нас, мы почитаем Бога, почитаем молитву и наших братьев.

(2) Желая, чтобы другие молились о нас, мы не должны полагать, что это освобождает нас от молитвы. Когда Езекия обратился к Исайи, чтобы тот помолился о нем, то сам пошел в дом Господень, чтобы вознести свои молитвы.

(3) Мы должны особенно сильно хотеть, чтобы те, которые говорят нам от имени Бога, ходатайствовали перед Богом о нас. Он пророк и помолится о тебе (Быт 20:7). Великий пророк является великим ходатаем.

(4) Лишь те смогут убедить Бога, которые возносят к Нему свои молитвы, то есть те, которые возносят в молитве свои сердца.

(5) Когда интересы Божьей Церкви в пренебрежении и сохранился лишь остаток, немного друзей, да и те слабы и пребывают в недоумении, тогда настало время принести молитву об оставшихся.

2. Они приводят два аргумента, чтобы убедить Исайю молиться о них.

(1) Страх перед врагом (ст. 3): «Он высокомерный и заносчивый; это день наказания и посрамления. Мы унижены. Бог обесчещен. И поэтому мы называем его днем скорби. Никогда царя и царство не попирали и не оскорбляли, как нас; довольно насыщена душа наша уничижением от гордых, как бы поражая кости наши, ругаются над нашим упованием на Бога и говорят: «Где Бог ваш?»; но что хуже всего мы не видим, как можно помочь нам и избавиться от позора. Наше дело правое, наш народ честен, но нас победит их численность. Дошли младенцы до отверстия утробы матерней, то есть настал тот критический момент, когда мы можем освободиться от ярма, если нам вообще суждено освободиться. Всего один успешный удар, нанесенный врагу, может исполнить все наши желания. Но, увы! Мы не в состоянии нанести его, ибо силы нет родить. Мы оказались в отчаянной ситуации и призываем о немедленной помощи, как женщина во время родов, страдающая от боли, когда не может родить ребенка. (Сравните это место с Книгой Осии 13:13). Мы почти погибли; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам».

(2) Упование на Бога. На Него они взирают и верят, что Он поможет. Одно сказанное Им слово перевесит весы и спасет гибнущий остаток. Если Он опровергнет слова Рабсака (т.е. докажет их несостоятельность, ст. 4), если докажет, что тот лжет, и смутит богохульника, то все будет хорошо. И они верят, что Он сделает это, но не ради них и их заслуг, а ради Своей славы, так как этот человек хулил Бога живого, поставив Его на один уровень с глухими и немыми идолами. У них есть основание надеяться, что это дело завершится хорошо, ибо они могут заинтересовать Бога участвовать в этой ссоре: «Восстань, Боже, защити дело Твое» (Пс 73:22). «Он Господь, Бог твой, говорят они Исайи, о славе Которого ты должен заботиться, стараясь заслужить Его благоволение. Он слышал и знает все слова, которыми Рабсак хулил Его, и поэтому, возможно, послушает тебя и накажет его. Мы надеемся, что Он сделает это. Помоги нам своими молитвами донести до Него это дело, и Ему мы предоставим его; этого нам достаточно».

IV. Бог через Исайю ответил Езекии, заверяя его в том, что Он прославит Себя гибелью ассирийцев. Езекия обратился к Исайи не для того, чтобы узнать, чем все закончится, как многие люди обращались к пророкам («Выздоровею ли я?» и т.п.), а желая получить от него помощь, чтобы исполнить свой долг. Именно об этом он переживал, и поэтому Бог открыл ему, чем все закончится, в награду за то, что он старался исполнить свой долг (ст. 6−7).

1. Сам Бог был заинтересован в этом деле: «Поносили Меня слуги царя Ассирийского».

2. Он ободрил Езекию, обеспокоенного сложившейся ситуацией: «Не бойся слов, которые ты слышал; это всего лишь слова (хотя высокомерные и несдержанные), слова это ветер».

3. Он пообещал напугать царя ассирийского больше, чем Рабсак напугал его: «Я пошлю на него дух, пагубное дыхание которого уничтожит его армию, и ужас охватит его и поведет в собственную страну, где смерть встретит его». Эта короткая угроза из уст Бога уничтожит его, в то время как все бессильные угрозы из уст Рабсака растворятся в воздухе.

Стихи 8−19. Рабсак, передав свое послание и не получив ответа (неясно, принял ли он молчание за знак согласия или неуважения), оставил армию возле Иерусалима под командованием одного из военачальников и отправился посетить своего господина царя для получения дальнейших приказов. Он нашел государя, когда тот обложил осадой Ливну город, поднявший мятеж и отделившийся от Иуды (4Цар 8:22). Неясно, завладел он к тому времени Лахисом или нет; некоторые считают, что он отошел от него, так как увидел, что им невозможно завладеть (ст. 8). Как бы ни было, но он не встревожился, услышав, что Тиргак, царь страны, граничившей в Аравией, выступил против него с огромным войском (ст. 9). Он еще больше захотел как можно быстрее завладеть Иерусалимом. Чтобы взять его силой, ему потребовалось бы много времени и людей, чего он не мог себе позволить, поэтому он возобновил свои нападки на Езекию, пытаясь убедить его покорно сдать город. Однажды увидев, что на него легко воздействовать (4Цар 18:14), когда тот сказал: «Что наложишь на меня, я внесу», он надеялся, что ему еще раз удастся напугать его и убедить сдаться; но все напрасно.

1. Сеннахирим послал Езекии письмо, в котором бранился и хулил Бога, стремясь убедить его сдать Иерусалим, ибо не было смысла продолжать осаду. Письмо имело то же содержание, что и речь Рабсака; в нем не было ничего нового. Рабсак сказал народу: «Пусть не обольщает вас Езекия»; а Сеннахирим написал Езекии: «Пусть не обманывает тебя Бог твой» (ст. 10). У кого есть помощник Бог Иаковлев, у того есть надежда на Господа Бога его; тому не нужно бояться, что БОГ обманет, как обманывали язычников их боги. Чтобы напугать Езекию и отвратить от его якоря, он возвеличивает себя и собственные достижения. Посмотрите, как гордо он хвалится:

(1) Землями, которые завоевал (ст. 11): «Цари ассирийские все земли полностью опустошили!» небольшие холмы его побед раздулись до размера гор! Но он вовсе не опустошил все земли, ибо в то время боялся Тиргака царя Эфиопии. Мы должны быть готовы услышать поразительные гиперболы из уст гордых людей, когда они расхваливают себя.

(2) Богами, которых он победил (ст. 12). «Побежденные народы и их боги не могли спасти свое положение и пали вместе с ними; так неужели твой Бог спасет тебя?»

(3) Царями, которых он победил (ст. 13) царем Емафа и царем Арпада. Имел ли он в виду правителей или идолов, но этими словами он хотел сделать себя более значительной фигурой, чем был на самом деле, и очень грозным ужасом на земле живых.

II. Езекия прилагает это послание к другому посланию своему молитвенному письму, написанному с верой, и отправляет его Царю царей, Который судит среди других богов. Езекия не был настолько заносчивым, чтобы не принять это послание, хотя мы можем предположить, что надпись на нем не величала его должным образом; получив его, он не был настолько беспечным, чтобы не прочитать. Прочитав, он не настолько оказался во власти чувств, чтобы написать ответ в таких же оскорбительных словах, но сразу же пошел в храм, чтобы развернуть письмо перед Господом (ст. 14). Это не значит, что Богу нужно было показать это письмо (он знал содержание послания до того, как Езекия получил его), но тем самым царь продемонстрировал, что признает Бога во всех путях своих: что не желает усугублять оскорбления, нанесенные ему врагами, или представлять их хуже, чем они есть на самом деле, а хочет представить их в истинном свете, что он отдает себя и свое дело в руки Бога и Его праведным судам. Подобным образом он воздействовал на себя, когда пришел в храм вознести молитву; и мы должны всеми возможными способами побуждать себя к исполнению этого долга. В молитве, которой Езекия помолился, держа в руке это письмо:

(1) Он восхищается Богом, которого Сеннахирим хулил (ст. 15), называет его Богом Израилевым, так как Израиль был Его избранным народом, и Богом, сидящим на херувимах, ибо это было особым местом обитания Его славы на земле. Он воздает Ему славу как Богу всех царств земли, а не такому Богу, каким представлял Его Сеннахирим только Богом Израилевым, ограниченным храмом. «Пусть говорят все, что хотят, но Ты всемогущий Господь, ибо Ты единственный Бог, Бог богов, Господь всех царств земли, праведный Господь, сотворивший небо и землю. Так как Ты Творец всего, то по неоспоримому праву Ты владелец всего и царствуешь над всем».

(2) Он взывает к Богу, жалуясь на оскорбительное высокомерие и богохульство Сеннахирима (ст. 16): «Господи, воззри и услышь. Эти слова написаны его рукой, черным по белому». Если бы оскорбили только Езекию, то он смотрел бы на это сквозь пальцы, но оскорбили Бога, живого Бога, Бога ревнителя. Господи, что Ты сделаешь за то, что поносят Твое великое имя?

(3) Он признает, что Сеннахирим победил богов языческих, но проводит различие между ними и Богом Израилевым (ст. 17−18): «Безусловно, он побросал богов их в огонь, ибо это не боги и они не могли помочь ни себе, ни поклонявшимся им, поэтому неудивительно, что он уничтожил их»; но, уничтожая (хотя он не знал этого), на самом деле он был орудием справедливости и ревности Бога Израилева, Который решил истребить всех языческих богов. Но обманывались те, которые полагали, что из-за этого они являются слишком сильными соперниками для Него. Он не был одним из богов, сотворенных руками людей, а сам сотворил все (Пс 113:11−12).

(4) Он молится, чтобы теперь Бог прославил себя, поразив Сеннахирима и избавив Иерусалим от его рук (ст. 19): «А ныне спаси нас, ибо если нас завоюют, как другие страны, то скажут, что победили Тебя, как богов тех стран. Но Ты, Господи, яви Свою силу и покажи, что Ты не такой, как они, показав, что мы не такие, как они; пусть весь мир знает и будет вынужден признать, что Ты Господь Бог, вседостаточный всемогущий Господь, Бог один, а все остальные притворщики суета и ложь». Отметьте: обращаясь к Богу с молитвой, лучше всего ссылаться на Его славу; и поэтому молитва «Отче наш» начинается со слов: «Да святится имя Твое» и заканчивается словами: «Твоя есть слава».

Стихи 20−34. Данные стихи приводят милостивый и щедрый ответ Бога на молитву Езекии. Кто-то мог бы подумать, что послание, отправленное ему той же рукой (ст. 6−7), уже само по себе было бы достаточным ответом на молитву; но для того, чтобы Езекия получил твердое утешение, его ободряют двумя непреложными истинами, в которых невозможно Богу солгать (Евр 6:18). В общем Бог заверил его в том, что его молитва против Сеннахирима услышана (ст. 20). Отметьте: весьма бедственно положение тех, против кого молится народ Божий, ибо если притесняемые вопиют к Богу, жалуясь на притеснителя, то Он услышит вопль их (Исх 22:23). Бог слышит и отвечает на молитвы могуществом спасающей десницы Своей (Пс 19:7). Это послание заверяет в том, что:

I. Сеннахирим со своей армией окажется в смятении и будет опозорен. Здесь предсказано, что он будет сокрушен и смирен. Пророк изящно переводит свое обращение к нему (Ис 10:5): «О, Ассур, жезл гнева Моего!» Это не значит, что послание было отправлено Сеннахириму: благодаря ему он узнает то, что ему нужно знать. Провидение говорило ему это при свидетеле, и, возможно, его сердце тихо нашептывало то же самое, ибо у Бога много способов, как разговаривать с грешниками во гневе и Своею яростью привести их в смятение (Пс 2:5). Сеннахирим здесь представлен:

1. Как объект для насмешки Иерусалима (ст. 21). Он считал, что является ужасом для дочерей Сиона целомудренных и красивых девиц, и полагал, что благодаря своим угрозам сможет вынудить их подчиниться. «Но, являясь девственницей в доме своего Отца и под Его защитой, она не обратит на тебя внимание и с презрением посмеется над тобой. Твоя бессильная злоба смехотворна; Сидящий на небесах посмеется над тобой, так же поступят и те, кто пребывает под Его тенью». Этим словом Бог хотел заглушить страх Езекии и народа Божьего. Хотя в глазах разума враг выглядел грозным, но в глазах веры он выглядел презренным.

2. Как враг Бога; а этого достаточно, чтобы сделать его несчастным. Езекия ссылался: «Господи, он позорил Тебя» (ст. 16). «Это так, отвечает Бог, и его слова Я воспринял как поругание в Свой адрес. Так кого ты порицал и поносил? (ст. 22) Неужели Святого Израилева, Который очень заботится о Своей чести и имеет достаточно силы, чтобы отстоять ее, чего не имеют боги языческие?» Meno те impune lacesset — Никто не спровоцирует меня безнаказанно.

3. Как гордый тщеславный глупец, который произносит надутое пустословие и хвастает ложными подарками, своим пустословием, равно как и своими угрозами, позоря Господа. Ибо (1) он возвеличил собственные достижения превыше всякой меры и представил их больше, чем они были на самом деле (ст. 23−24): «Ты порицал и сказал...» Этого не было в написанном им письме, но Бог показал Езекии, что Он видит не только то, что там написано, но и слышит, что сказано в других местах возможно, на выступлениях в военном совете или перед армией. Отметьте: Бог обращает внимание на хвастовство гордых людей и призовет их к ответу, чтобы посмотреть на них и смирить (Иов 40:6). Каким же величественным был Сеннахирим в своих глазах! Он мчался на своих колесницах, покоряя вершины самых высоких гор, прокладывал себе путь через леса и реки, добивался успеха, преодолевая все трудности, и видел себя хозяином всего, чего ему хотелось. Никто не мог устоять перед ним, и ничто не могло остановить его. Никакие горы не были слишком высокими, чтобы он не мог взобраться по ним; никакие деревья слишком крепкими, чтобы он не смог повалить их, и никакие воды слишком глубокими, чтобы он не мог иссушить их; словно он обладал властью Бога: сказал и сделано.

(2) Он присвоил себе славу за совершение всех великих дел, в то время как все они были сделаны Господом (ст. 25−26). Сеннахирим в своем письме ссылался на то, что слышал Езекия (ст. 11 ): «Ведь ты слышал, что сделали цари Ассирийские»; но в ответ на это ему напомнили, что Бог сделал для Израиля в древние века: высушил Красное море, провел через пустыню и поселил в Ханаане. «Что значат все твои дела по сравнению с этими? Что же касается опустошения, которое ты навел на земле и в частности в Иудее, то ты всего лишь инструмент в руке Бога обычное орудие; Я выполнил это. Я дал тебе силу, дал тебе успех и сделал таким, каким ты стал, поставил, чтобы ты опустошал укрепленные города и наказывал их за нечестие, и поэтому жители их сделались маломощны». Как глупо и дерзко он поступил, превознося себя выше Бога и выступая против Него, хотя все сделал только благодаря Ему. Хвастовство Сеннахирима в данной ситуации подробно описывается в Ис 10:13−14: «Силою руки моей и моею мудростью я сделал это и т.д.»; и там же ему дается ответ (ст. 15): «Величается ли секира пред тем, кто рубит ею?» Безусловно, глупо мухе на колесе восхищаться: «Какую пыль я делаю!» или мечу в руке утверждать: «Я совершил эту казнь!» Если Бог является главной действующей силой во всем, что происходит, то хвастовство навсегда нужно исключить.

4. Как личность, ограниченную и порицаемую Богом, Которого он хулил.

(1) Бог знал обо всех его поступках (ст. 27): «Я все знаю, даже твои тайные планы и намерения выйдешь ли, войдешь ли, твои атаки и отступления, знаю и дерзость твою против Меня и Моего народа, мятеж твоих страстей и буйство твоих приготовлений, шум и угрозы, которые ты издаешь; Я знаю все». В этом Бог превосходил Езекию, который желал знать о передвижениях врага, но зачем это нужно, если за ним постоянно следил глаз Бога? (2Пар 16:9).

(2) Сеннахирим находился под божественным контролем (ст. 28): «Я вложу кольцо Мое в ноздри твои, великий Левиафан (Иов 40:21), и удила Мои в рот твой, великий Бегемот. Я обуздаю тебя, подчиню и буду управлять тобой, как Мне захочется; Я отошлю тебя домой таким же глупцом, каким ты пришел, re infecta — не добившимся своей цели». Отметьте: для всех Друзей Церкви великим утешением является тот факт, что Бог вдел кольцо в ноздри и уздечку в челюсти всех ее врагов и может заставить даже их гнев служить и прославлять Его; а затем Он обуздает его остатки. Здесь предел надменным волнам.

II. Езекия и его народ спасутся и возрадуются. Для них это будет знаком того, что Бог примирился и благоволит к ним, а Его гнев отвратился (Ис 12:1); в их глазах это будет чудом (иногда именно это означает знамение), знаком во благо, залогом дальнейшей милости, которую Бог хранит для них, знаком того, что нынешнее бедствие во всех отношениях для них хорошо закончится.

1. Продуктов было мало, и они были дорогие; как же им добыть еду? Продукты земли были поглощены ассирийской армией (Ис 32:9−10 и далее). Но почему, ведь было обещано, что они будут не только жить на земле, но и кормиться ею? Если Бог спасет их и им удастся избежать меча, то Он не даст им умереть от голода: «Ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и этого вам будет достаточно. Ассирийцы собрали то, что вы посеяли? Ничего, вы будете пожинать то, что не сеяли». Но следующий год будет субботним, когда земля должна покоиться, и не позволено ни сеять, ни пожинать. Что же они будут собирать в тот год? Ничего; Иегова-ире Господь усмотрит. Божье благословение сохранит их семена и труд даже в юбилейный год, ибо произвольно выросшие плоды земли поддержат их жизнь и напомнят, что земля давала плоды еще тогда, когда не было человека, который возделывал ее (Быт 1:11). А затем, когда настанет третий год, земледелие вернется в обычное русло, и они будут сеять и жать, как раньше.

2. Страна была опустошена, семьи разрозненны и рассеяны, все было в беспорядке; да и разве могли дела обстоять по-другому, раз она была завоевана такой армией? Тем не менее обещано, что уцелевшее в доме Иудином, оставшееся, т.е. люди, оставшиеся в деревнях, вновь вернутся в свои дома, к своему имуществу, и вновь укоренятся там, умножатся и разбогатеют (ст. 30). Посмотрите, как описано их процветание: они пустят опять корень внизу и принесут плод вверху, так как вновь приведут свои дела в порядок, смогут обеспечить себя всем необходимым и будут делать добро для других. Так же можно описать процветание души: она укореняется внизу верой во Христа, а затем приносит плоды праведности.

3. Город был закрыт, никто не входил и не выходил из него, но теперь остаток в Иерусалиме и Сионе сможет свободно выйти, и ничто не воспрепятствует и не испугает их (ст. 31). И город и вся страна подвергнутся большому истреблению, но и здесь и там удастся спастись остатку, который будет прообразом спасенного Израиля (что следует из сравнения Ис 10:22−23, где говорится об этом событии, с Рим 9:27−28); и они придут к славной свободе сынов Божьих.

4. Ассирийцы продвигались к Иерусалиму, вскоре они обложат его осадой, и тогда город подвергнется огромной опасности оказаться в их руках. Но здесь сказано, что им не следует бояться осады, ибо хотя в данный момент враг расположился станом вокруг города (похоже, так и было), но не войдет он в сей город и даже не бросит туда стрелы (ст. 32−33). Ему придется с позором отступить и тысячу раз покаяться, что он отважился на такой шаг. Сам Бог решил защищать этот город (ст. 34), а тот человек или место, которое Он решил защищать, всегда будет в безопасности.

5. Для достижения этой цели были задействованы слава и истина Бога. Они велики, но как они могут воздействовать? Каким образом ревность Господа Саваофа сделает сие? (ст. 31). Он Господь воинств, и все творения служат Ему, поэтому Он сможет это сделать; Он ревнует об Иерусалиме ревностью великою (Зах 1:14); и так как обручил Иерусалим Себе целомудренною девою, то не допустит, чтобы Его оскорбили (ст. 21). «У вас есть основания полагать, что вы недостойны, чтобы ради вас делались такие великие дела, но ревность Господа сделает это».

(1) Он ревнует о своей чести (ст. 34): «Я сделаю это ради Себя, чтобы имя Мое было вечным». Бог в самом Себе черпает основания для того, чтобы оказать милость.

(2) Он ревнует о Своей истине: «Я сделаю это ради Давида, раба Моего: не ради его заслуг, а ради данного ему обетования, заключенного с ним завета и неизменных милостей, обещанных Давиду». Подобным образом Бог каждый раз спасает Церковь ради Христа, Сына Давидова.

Стихи 35−37. Иногда проходит много времени, прежде чем пророчества и обетования исполнятся; но в данной ситуации, как только слово было изречено, дело было сделано.

I. Ассирийская армия была полностью разбита. Следующей ночью после того, как это послание было отправлено Езекии, когда ассирийская армия расположилась вокруг города и приготовилась (как мы говорим) рыть окопы, ангел поразил большую часть войска (ст. 35). У Езекии не было достаточно сил, чтобы напасть и атаковать их стан, и Бог не собирался уничтожать их мечом или луком; Он послал Своего ангела, ангела-губителя, темной ночью, чтобы тот напал на них, а их часовые, какими бы бодрыми они ни были, не смогли обнаружить и противостоять ему. Не от человеческого меча и не от меча могущественного человека (англ. пер.) падет ассирийская армия (Ис 31:8), а от ангела, убившего первенцев в Египте. Иосиф Флавий утверждает, что это было сделано с помощью смертельной болезни, поразившей их. Умерло огромное количество людей 185 000, и, скорее всего, Рабсак был среди них. Когда осажденные встали поутру, то вот, все тела мертвые, среди них трудно было найти живого человека. Некоторые считают, что Псалом 75, где сказано (ст. 5), что крепкие сердцем стали добычею и уснули сном своим последним и долгим сном, был написан в связи с этим событием. Посмотрите, как велики силой и могуществом святые ангелы, раз один ангел в течение одной ночи смог совершить такое великое истребление. Посмотрите, какими слабыми являются самые могущественные люди перед великим Богом: разве был успешным когда-нибудь человек, ожесточивший себя против Него? Гордость и хула царя наказаны истреблением армии. Все эти жизни стали жертвами славы Божьей и безопасности Сиона. И пророк показывает, что Бог допустил, чтобы эта встреча такого огромного войска состоялась, дабы собрать их как снопы на гумно (Мих 4:12−13).

II. Это событие привело в сильное замешательство царя ассирийского. Он был весьма самонадеянным, и после гордого хвастовства ему было стыдно видеть себя в таком положении: пораженным и неспособным продолжать завоевания (ибо можно предположить, что была истреблена лучшая часть его армии), боявшимся, что такая же участь постигнет его. Он отправился, и пошел, и возвратился; манера, в которой это сказано, подразумевает, что он пребывал в великом смятении (ст. 36). Это было задолго до того, как Бог истребил его самого руками двух сыновей его (ст. 37).

1. Сделавшие это были очень нечестивыми людьми, ибо убили собственного отца (которого они должны были защищать), когда он поклонялся; какое чудовищное преступление!

2. Но Бог был праведен, допустив это. Вполне справедливо Он позволил сыновьям восстать против отца, родившего их, раз он сам восстал против Бога, сотворившего его. Родителям, чьи дети непослушны и не исполняют свой долг по отношению к ним, следует задуматься, не поступают ли они таким же образом со своим Отцом небесным. Бог Израилев сделал достаточно, чтобы убедить его в том, что Он является единственным истинным Богом, Которому нужно поклоняться, но Сеннахирим упорствовал в идолопоклонстве и искал защиты у своего ложного божества, чтобы противостоять несокрушимой силе Бога. Поэтому справедливо его кровь была смешана с кровью жертв, раз такая простая и дорого купленная демонстрация не смогла его убедить, насколько безрассудно поклоняться идолам. Бог допустил, чтобы сыновьям, убившим его, удалось сбежать, и их никто не преследовал; возможно, его подданные устали от правления такого гордого человека и хотели избавиться от него. Его сыновей можно было бы оправдать в том, что они сделали, если было правдой то (как предполагает епископ Патрик), что он дал обет принести их в жертву своему богу, и поэтому они принесли его в жертву ради собственного спасения. Его наследником стал другой сын, Асардан, который, похоже, не стремился, как отец, умножать свои земли, а, скорее, улучшать их, ибо он первый послал колонии ассирийцев, чтобы заселить Самарию, хотя об этом говорилось раньше (4Цар 17:24); это следует из Книги Ездры 4:2, где самаряне говорят, что Асардан привел их туда.

толкование Мэтью Генри на четвертую книгу Царств, 19 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.