Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


3-я Царств | 10 глава

Толковая Библия Лопухина


1−13. Посещение царицы Савской. 14−25. Богатство Соломона, роскошь и великолепие его двора и слава у царей земли. 26−29. Конница Соломонова.

3Цар 10:1. Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками.

Местом жительства и царствования царицы Савской (евр. Шеба ) обыкновенно считается Счастливая Аравия (Быт 10:7; 1Пар 1:9). По И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 6,5), напротив, она жила и царствовала в Эфиопии; мнение И. Флав. повторяют Евсевий — Иероним (Onomast 807) и блаженный Феодорит (вопр. 33). Но мнение И. Флавия основано на смешении племени Шеба (арабского) с племенем Себа — кушитским (Ис 43:3; Пс 71:10). В преданиях мусульман сохранилось имя царицы Савской — Билькис (ср. Коран, сура 27,29, рус. перев. проф. Г. Саблукова, Казань, 1877, с. 322). Цель посещения царицы Савской определяется так: «пришла испытать его (Соломона) загадками»; состязания в остроумии доселе обычны у арабов, у которых мудрецы одного племени ищут случая к состязанию с мудрецами другого дружественного племени (ср. Суд 14:12−19). Подобное состязание в решении загадок, по И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 5,3), имело место и в сношениях Соломона с Хирамом Тирским. В Евангелии, в словах Господа (Мф 12:42; Лк 11:31) целью прихода царицы Савской указывается желание послушать мудрости Соломоновой, как слабого предизображения Божественной мудрости учения Господа, и в этом отношении она является типом всех язычников, помимо закона тяготевших к Христу и впоследствии самым делом обратившихся к Нему (блаженный Феодорит, вопр. 33).

3Цар 10:2. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце.

В числе подарков, которыми, по обычаям Востока, царица Савская свидетельствовала Соломону свое уважение (ср. Пс 71:10), упомянуты «благовония» (евр. бесамим ), вероятно, бальзамовое растение: по И. Флавию, от царицы Савской ведет начало растущее в Палестине, близ Иерихона, и дающее корень опобальзама (Иудейские Древн. VIII, 6,6); растение это, несомненно, происходит из Аравии (проф. Гуляев, с. 232).

«Пришла к Соломону» — повторенное выражение (ср. ст. 1), по раввинам, означает будто бы брачный союз Соломона с царицей Савской.

3Цар 10:3. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей.

«Не было ничего незнакомого» — (с евр. сокровенного, неелам ), слав.: «не бе слово презрено» — буквальный перевод неточного греч. выражения: οὐκ ἤν λόγος παρεωραμένος.

3Цар 10:4. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил,

3Цар 10:5. и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться

Мудрость Соломона обнаружилась пред царицей Савской не в словах только Соломона, но и во всех учреждениях, порядках и устройстве его двора. «И не могла она больше удержаться», слав.: «вне себе бысть», у LXX-ти: ἐαυτῆς ἐγένετο, с евр.: не стало в ней духа (Vulg.: non habebat ultra spiritum).

3Цар 10:6. и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей;

3Цар 10:7. но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала.

3Цар 10:8. Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!

3Цар 10:9. Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем, творить суд и правду.

3Цар 10:10. И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону.

Признавая, что слава и мудрость Соломона превзошли молву о нем, царица считает блаженными окружающих Соломона (ст. 6−8). Вместо «блаженны люди твои» (с евр.), слав. т. имеет (с греч. ) «блаженны жены (αἱ γυναῖκές) твоя»: LXX читали в евр. т. не anaschim, мужи, как в теперешнем масор. т., a naschim, жены; и такое чтение (в связи с последующим «блаженны сии слуги твои») заслуживает предпочтения пред евр. — русск. Ст. 9. Из того, что царица благословляет Иегову, не следует еще, что она сделалась прозелиткой, как и подобные слова Хирама (3Цар 5:7), вопреки мнению раввинов, считавших их обоих прозелитами иудейства. Ст. 10 ср. 13. Подарки царицы и Соломона друг другу — обычное на Востоке выражение уважения и почтения (ср. Пс 71:10; Мф 2:11).

3Цар 10:11. И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира, привез из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней.

3Цар 10:12. И сделал царь из сего красного дерева перила для храма Господня и для дома царского, и гусли и псалтири для певцов; никогда не приходило столько красного дерева и не видано было до сего дня.

По ассоциации с рассказом о богатых подарках царицы Савской (ст. 10) говорится снова (ср. 3Цар 9:28) о сокровищах, привозимых флотом, плававшем в Офир (ср. ниже ст. 22). Здесь названо с драгоценными камнями еще дерево алмуггим — по обычному пониманию, красное сандальное или черное эбеневое, растущее в Индии и Персии (Гезениус, Thesaurus linguae hebr., p. 23; по И. Флав., Иудейские Древн. VIII, 7,1 — сосна или пихта). Из этого дорогого дерева Соломоном были сделаны «перила» или «помост» (евр. мисад ), ср. (2Пар 9:11) для храма и дворца (по некоторым — диваны по стенам), а также музыкальные инструменты: гусли (евр. киннорот ) и псалтири невалим ), по LXX: νάβλας καὶ κινύρα, Vulg.: citharas lyrasque, слав.: «сопели и гусли». Оба инструмента струнные (Пс 70:22; 107:3,150:3): различие же между ними заключалось частично в неодинаковом устройстве резонансирующего ящика, частью в способе игры (ср. блаженный Феодорит, вопр. 34).

3Цар 10:14. В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых,

3Цар 10:15. сверх того, что получаемо было от разносчиков товара и от торговли купцов, и от всех царей Аравийских и от областных начальников.

Доходы Соломона: 666 талантов золота, по мнению Кейля, равнялись 17 миллионам талеров, на наши деньги — ок. 20 млн. рублей. Талант — 3000 сиклей или 50 мин (Исх 38:25). Специальный, конечно, ежегодный доход Соломона составляли пошлины от торговцев и купцов, а также подати с покоренных царей «Аравийских» (евр. ereb, у LXX: τοῦ πέραν, слав.: «странных»).

3Цар 10:16. И сделал царь Соломон двести больших щитов из кованого золота, по шестисот сиклей пошло на каждый щит;

3Цар 10:17. и триста меньших щитов из кованого золота, по три мины золота пошло на каждый щит; и поставил их царь в доме из Ливанского дерева.

3Цар 10:18. И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом;

3Цар 10:19. к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников;

3Цар 10:20. и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве.

3Цар 10:21. И все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме из Ливанского дерева были из чистого золота; из серебра ничего не было, потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что;

Из предметов роскоши во дворце Соломона свящ. писатель называет: а) двоякого рода золотые щиты: больших размеров щиты, евр. цинна, по 600 сиклей каждый щит, покрывал все тело, и меньший — евр. маген, по 3 мины (180 сиклей) или по 300 сиклей (2Пар 9:16), щиты положены были в дом леса Ливанского; военного значения они, по-видимому, не имели, а употреблялись в парадных царских выходах (3Цар 14:28); б) трон из слоновой кости (ст. 18−20); об устройстве его по представлению иудейской традиции см. примечание к (3Цар 7:7).

3Цар 10:22. ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов.

Фарсис (евр. Таршиш ), по общепринятому почти мнению, есть Финикийская колония в Испании (ср. Ис 23:10; Иер 10:9; Иез 38:13). Но выражение «корабль Фарсисский на море» не означает корабля или флота, ходившего в Фарсис (как ошибочно в (2Пар 9:21; 20:36−37). Vulg.: ibat in Tharsis): флот Соломона ходил в Офир (3Цар 9:28; 10:11), а не в Фарсис; выражение это имеет общий смысл: морской корабль, корабль дальнего плавания, как теперь есть эпитеты для пароходов «гренландский» или «ост-индский». И. Флавий, напротив, видел здесь название залива Средиземного моря при известном Киликийском городе Тарсе, родине Апостола Павла: «у Соломона, — говорит И. Флавий, — имелось множество кораблей в так называемом Тарсийском море» (Иудейские Древн.VIII, 7,2). Но о последнем ничего не известно из библейского текста. В числе товаров, привозимых флотом, названы обезьяны (евр. кофим ) и павлины (евр. туккиим ). И. Флавий считал последнее слово названием невольников, эфиопов.

3Цар 10:23. Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью.

3Цар 10:24. И все [цари] на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его.

3Цар 10:25. И они подносили ему, каждый от себя, в дар: сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды, и оружие, и благовония, коней и мулов, каждый год.

3Цар 10:26. И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и разместил он их по колесничным городам и при царе в Иерусалиме.

Верх славы Соломона (ср. 2Пар 9:22−34). О колесницах и коннице ср. (3Цар 4:26; 9:19; 2Пар 1:14−16). Неоднократное повторение о них имеет в виду отметить новизну их для Израиля и, может быть, противоречие с законом о царе (Втор 17:16).

3Цар 10:27. И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, растущими на низких местах.

Образное и гиперболическое выражение для обозначения роскоши придворной жизни Соломона. Сикомора, евр. шикма, греч.: σικόμορος συκαμινος, слав.: «черничие» — низший сорт смоковницы, дерево невысокого роста (Ис 9:10).

3Цар 10:28. Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги.

3Цар 10:29. Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими доставляли все это царям Хеттейским и царям Арамейским.

Покупка коней производилась на границе с Египтом. «Из Кувы», слав.: «от Фекуя», LXX: ἐχ Θεκουε, Vulg.: de Coa. Соответствующее еврейское слово микве понимается двояко: или как одно целое слово микве (множество, толпа) (ср. Быт 1:10; Исх 7:19; Лев 11:36), в данном случае: «караван (купцов)» или «табун (коней)»; или же, согласно с переводами LXX, Vulg. и др., означенное слово разлагается на два: мин-кве (Куе), причем последнее считается именем местности или провинции в Каликии или на границе Египта (Винклер, Бретц, Кейль). Последнее мнение заслуживает предпочтения.

комментарии Лопухина на третью книгу Царств, 10 глава

СТАНЬТЕ ЧАСТЬЮ КОМАНДЫ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.